музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад № 29 Выборгского района Санкт-Петербурга, аспирант Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург; научный руководитель КРУЛЕХТ Мария Вадимовна, доктор педагогических наук, профессор. Е-mail: yasna.lada@yandex.ru
Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»
В статье рассматривается проблема ранней профессиональной ориентации в контексте воспитания основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста. Представлены результаты исследования детских представлений о творческих профессиях в сфере музыки в условиях жизни детей в мегаполисе.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС дошкольного образования позволяет рассматривать ознакомление детей с профессиями взрослых как важное направление работы современного детского сада, актуализирует проблему ранней профориентации дошкольников.
Анализ исследований по дошкольной педагогике свидетельствует о многообразии подходов к ознакомлению дошкольников с трудовой деятельностью взрослых. Так, в исследованиях научной школы С.А. Козловой ознакомление детей с профессиями рассматривается как средство социализации ребенка, расширения кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; как средство воспитания уважения к трудящемуся человеку, пример для подражания. В исследованиях научной школы В.И. Логиновой доказана важность формирования системных знаний, знакомящих детей со структурой трудового процесса. Данный подход является основой для целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности, позволяет детям понять сущность труда как социального явления, обогащает игру.
Понятие «профессиональная ориентация» применительно к ребенку-дошкольнику начало рассматриваться относительно недавно. В работах Е.А. Климова игровая деятельность дошкольника рассматривается в аспекте допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда; как начальный способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, что обеспечивает первое знакомство с конкретными профессиями [2]. Согласно В.П. Кондрашову, сюжетно-ролевая игра позволяет проектировать у детей дошкольного возраста профессиональную составляющую образа «Я».
В последние годы научный интерес к проблеме ранней профориентации стабильно высок. Ученые рассматривают раннюю профориентацию как способ ознакомления детей с миром профессий взрослых и развития познавательных интересов, мощное воспитательное средство [3]; как начальный этап профессионального самоопределения. Так, по мнению О.В. Дыбиной, широкое ознакомление с профессиями в контексте ранней профориентации обеспечивает постоянное самоопределение, поиск личностно значимой профессии, который следует начинать уже в период дошкольного детства [1].
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка, что дает основание рассматривать целенаправленное знакомство с миром музыкальных профессий как средство воспитания основ музыкальной культуры старших дошкольников.
Сущность понятия «музыкальная культура» применительно к ребенку дошкольного возраста рассматривается в исследованиях О.П. Радыновой [5]. Согласно О.П. Радыновой, музыкальная культура дошкольника предполагает достаточный музыкальный кругозор, эмоциональную отзывчивость на высокохудожественное произведение, что формируется в процессе развития музыкального слуха, чистоты интонирования, обучения игре на музыкальных инструментах. Формирование музыкальной культуры осуществляется на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой. Важным составляющим музыкальной культуры является знакомство с композиторами.
Образовательные программы для детей дошкольного возраста ориентируют педагогов на знакомство детей с трудом людей творческих профессий. Так, программа «От рождения до школы» рекомендует знакомить детей с профессиями композиторов, художников и писателей; с результатами их труда (нотами, картинами, книгами). Традиционно предполагается знакомство дошкольников с композиторами (М. Глинка, П. Чайковский, Д. Шостакович, Ф. Шопен и др.) и их музыкальными произведениями. Однако в программах по музыкальному воспитанию вопросам ранней профессиональной ориентации, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание, что подтверждает проведенное нами исследование в дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга.
Анализ планов работы воспитателей показывает, что педагоги уделяют преимущественное внимание знакомству с такими профессиями, как врач, учитель, парикмахер, строитель, спасатель, полицейский. Знакомство с миром музыкальных профессий ограничивается, как правило, тремя: «музыкальный руководитель в детском саду», «композитор», «музыкант». При этом формируется самое общее представление, например, музыкант играет на музыкальных инструментах, композитор сочиняет музыку и пр. Это приводит к сужению детских представлений о мире музыкальных профессий.
Знакомя детей с миром предметов и инструментов, педагоги не включают в это содержание знакомство с процессом создания музыкальных инструментов, что также сужает возможности использования предметного мира как результата трудовой деятельности взрослых в качестве средства воспитания основ музыкальной культуры.
В ходе индивидуальных бесед со старшими дошкольниками, когда ребенку предлагалось назвать, какие профессии он знает, дети, как правило, перечисляли не более 5-10 профессий, но музыкальные профессии при этом не называли. Использование картинок позволило установить, что большинство детей (80%) знают такие профессии, как «певец», «композитор», «танцор», «балерина»; только 5% детей верно назвали по картинкам профессии «дирижер», «ди-джей», «звукооператор». Достаточно часто дети путают понятия «оркестр» и «исполнитель», не дифференцируя и обобщая их.
Круг детских представлений о музыкальных профессиях весьма узок. По сути, дети не могли рассказать о профессиях, так как ограничивались только их названием и глобальным, нерасчлененным представлением о содержании труда («Певец поет», «Балерина танцует» и пр.). Затруднение вызвал ответ на вопрос: «Как композитор сочиняет музыку?».
Подавляющее большинство детей не могли определить качества, которыми должен обладать человек той или иной музыкальной профессии. Весьма поверхностны детские представления о работе театра, взаимосвязи профессий людей в этой сфере культуры. Меньше половины опрошенных детей (40%) посещали с родителями музыкальный театр, бывали на детских спектаклях и концертах. Приобщение к музыке в домашней обстановке происходит хаотично и в большинстве случаев определено музыкальными предпочтениями родителей и их общей музыкальной культурой. Только 2% детей слушают дома классические произведения, как правило, родители этих детей имеют профессию, связанную с музыкой.
Невысокий уровень представлений детей к концу дошкольного детства о мире музыкальных профессий во многом обусловлен просчетами традиционной педагогической практики. Знакомство с миром музыкальных профессий явно недооценивается как средство воспитания основ музыкальной культуры старших дошкольников. В условиях Санкт-Петербурга как культурной столицы и второго по величине мегаполиса России требуется более широкое знакомство с творческими профессиями, чем представленное в учебно-методическом пособии В.П. Кондрашова «Введение дошкольников в мир профессий», где со средней группы появляется тема «Театр».
Санкт-Петербург имеет уникальное образовательное пространство, помноженное на многовековую многогранную культурную среду и традиции. Возможности музыкального потенциала города трудно переоценить. Большое количество театров, известных во всем мире, концертных площадок, фестивалей и городских мероприятий дает возможность родителям и педагогам познакомить дошкольников, как с шедеврами мировой классики, так и с современными произведениями. Однако из-за стремительного темпа жизни мегаполиса, возрастающих эмоциональных нагрузок и стрессов, потенциал музыкальной культуры города используется не в полной мере. Как показывают современные исследования, причинами, снижающими воспитательный потенциал уникального образовательного пространства мегаполиса, являются инертность родителей, низкая музыкальная культура взрослых, материальные возможности семей, а также удаленность театров и музыкальных площадок города от детского сада и места проживания ребенка [4].
Большой потенциал в преодолении названных дефицитов, можно полагать, имеют современные цифровые технологии, грамотное использование которых может способствовать активизации детской познавательной деятельности, интереса к миру музыкальных профессий как одному из средств воспитания основ музыкальной культуры. В современных социокультурных условиях важен дальнейший поиск средств и технологий, позволяющих существенно расширить представления детей о мире музыкальных профессий, увлечь детей музыкой как искусством, приобщить к музыкальной жизни мегаполиса. Поэтому целью ранней профориентации дошкольников является развитие эмоционального отношения к профессиональному миру взрослых и возможности проявления своих сил и способностей в различных видах детской музыкальной деятельности, а не профессиональное самоопределение, выбор профессии уже в дошкольные годы.
Знакомство с миром музыкальных профессий в контексте воспитания основ музыкальной культуры старших дошкольников требует целенаправленного расширения образовательного пространства, в котором происходит процесс трансляции культуры новым поколениям [4].
Используя широкие возможности музыкальной культурной жизни мегаполиса, вовлекая дошкольников в музыкальную культурную среду, целесообразно формировать более широкие представления о мире музыкальных профессий на основе взаимодействия с семьей, представителями профессий музыкального искусства и использования современных подходов в образовательном процессе. В таком контексте ранней профориентации на ступени дошкольного образования можно обеспечить позитивное развитие детских познавательных интересов к миру творческих профессий в сфере музыкального искусства, воображения и творческой активности в разных видах детской музыкальной деятельности, воспитание любви к музыке как основы музыкальной культуры.
Список литературы
- Дыбина О.В. Информационные технологии ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста /О.В. Дыбина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 4 (39). С. 7-11.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. / Е.А. Климов. Москва: Академия, 2010. – 304 с.
- Крулехт М.В. Теория и практика дошкольного образования в контексте идеи профориентации / М.В. Крулехт //Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики /Эл. Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. Тольятти, 19 ноября 2019. /Под ред. О.В. Дыбиной. – Тольятти: НИЦ НаукоПолис, 2019. С. 132-141.
- Крулехт М.В. Социализация в мегаполисе: потенциал цифровых технологий в воспитании музыкальной культуры старших дошкольников /М.В. Крулехт //Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2021. № 2. С. 35-42.
- Радынова О.П. Музыкальная и общая культура – стержень преемственности в музыкальном развитии детей. /О.П. Радынова //Наука и школа. 2015. № 3. С. 12-18.
http://izvestis-ippo.ru/alekseeva-e-n-znakomstvo-detey-s-miro/