Алексеева Е. А. | ОБУЧЕНИЕ КАЛЛИГРАФИИ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Алексеева Е. А.,

магистрант, ГАОУ ВО МГПУ, Москва

Email: alekseevaea699@mgpu.ru

Научный руководитель:

Сухоносов А. П. кандидат психологических наук, доцент,

ГАОУ ВО МГПУ, Москва

Обучение письму (каллиграфии), наверное, одно из самых трудных, и для многих скучных занятий в дошкольном и младшем школьном возрасте. В силу многих причин дети сейчас больше настроены на результат сразу, иногда ждут его мгновенно, им трудно осознавать, что для хорошего стойкого результата требуется время. Это и определило актуальность данной статьи, поскольку каллиграфия, на наш взгляд, – одна из форм творчества; кроме того, развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, без овладения графическим навыком.

Learning to write (calligraphy) is probably one of the most difficult, and for many boring classes in preschool and primary school age. For many reasons, children are now more attuned to the result immediately, sometimes they expect it instantly, it is difficult for them to realize that a good lasting result takes time. This determined the relevance of this article, since calligraphy, in our opinion, is one of the forms of creativity; In addition, the development of written speech cannot be successful without mastering the writing technique itself, without mastering the graphic skill.

Воспитание гармонично развитой, творческой личности является одной из фундаментальных проблем российского образования. Общество выражает насущную потребность в личностях с креативными качествами, способных обеспечить достижение поставленных государством задач во всех сферах жизни [9, с.294].

Процесс профессиональной подготовки в современных условиях детерминирован целевой установкой на основосоздающее развитие профессионально-компетентной личности – ее мотивационной, содержательной и операционной готовности к выполнению нормативных функций [4, с.156].

Еще в XVII веке английский педагог и философ Джон Локк считал, что рисование важный общеобразовательный предмет и если мальчик приобрел красивый и быстрый почерк,  то  он  должен  поддерживать  его тщательными упражнениями в письме, но усовершенствовать свое искусство посредством  рисования.

Франко-швейцарский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо считал, что через рисование развиваются органы чувств ребенка.

Часто можно услышать вопрос после первой выполненной строчки – «И сколько времени нужно так заниматься?». На данном этапе развития мира, с его скоростями, неопределенностью, хаотичностью, потребностью постоянно получать новую картинку, фильм, более крутое развлечение, игру, дети привыкли к эмоциональности обучения, и даже стали зависимы от постоянных эмоциональных подпиток. В постоянном проникновении цифровизации во все сферы жизни человека, с омоложением человечества с гаджетом в руках, трудно найти и мотивацию, а зачем вообще надо красиво писать? Сейчас я «как курица лапой», как-нибудь, а через 7 лет и вовсе писать не буду, все в электронном виде. Трудно спорить, родители и учителя часто заходят в тупик, на такие замечания. Все верно. Но нужно говорить, о том, насколько сейчас важно уметь красиво писать, как на данный момент, это умение помогает тебе развивать самые нужные и сильные качества, которые будут помогать тебе всю жизнь! Занятия каллиграфией это инвестирование в собственное будущее. Одновременно с развитием мелкой моторики, усидчивости семимильными шагами развиваются математические, логические способности, улучшается координация, память, мышление, гармонизируется эмоциональный фон.

Дети, занимающиеся каллиграфией, начинают показывать успехи по другим предметам. Об этом надо помнить!

В переводе с греческого «каллиграфия» означает «красивое письмо», но красота не главное, очень важен ритм, соразмерность и гармония всех элементов. Во многих культурах каллиграфия это больше чем просто письмо. Например, в Китае каллиграфия является одним из национальных сокровищ, культурным наследием и несет в себе мудрость китайского народа. Обучение каллиграфии продолжается и в колледжах, и в университетах.  Одна из задач изучения китайской каллиграфии – помощь молодому поколению в понимании прекрасной традиционной культуры родины, привитие чувства гордости за национальную культуру.

Прежде любой текст, написанный от руки, имел огромное эстетическое и культурное значение. Рукописи поручали переписывать самым талантливым писцам, которые это право должны были заслужить своим послушанием, праведной жизнью и светлыми помыслами.

Русская и европейская каллиграфия берут начало из греческой традиции. Глаголица – первый славянский алфавит, созданный в IX веке Кириллом и Мефодием для перевода богослужебных текстов с греческого языка на старославянский. Кириллица появилась на 100 лет позже. Стили письма сменяли один за другим – «устав», «младший устав», «полуустав», «вязь», «скоропись», и сколько букв – столько и историй! Это огромное национальное богатство, достойное изучения со школьной скамьи в виде предмета «Русская историческая каллиграфия».

Идея развития творческих способностей, через обучение письму, пришла как раз таки из-за сложности запоминания старшими дошкольниками прописные буквы и их элементы, слишком не живыми и не интересными они кажутся современным детям.

Наша идея состоит в том, что у каждой буквы есть своя «биография», конечно, она намного обширнее, если рассматривать всю историю со времен ее «рождения», но данной методики хватает, для того чтобы в воображении ребенка возникли образы, навсегда помогающие запомнить написание каждой буквы и ее «дружбу» с соседями.

В качестве методологических оснований нашего подхода выступают положения В.П. Пескова, рассматривающего вторичные образы-представления о мире и о себе: «… мы представляем окружающий нас мир экзистенциально, посредством его индивидуального переживания, осознания и понимания… Следствием жизни являются представления, которые проецируясь вовне, создают познаваемый нами объектный мир, наделенный порожденными нашей психикой свойствами и качествами» [7, с. 228-229].

Город под названием «Буквославль» и есть наша чистая тетрадь в частую косую линию. Именно с нее начинается каллиграфическая история каждого ребенка, пришедшего в школу. В левом верхнем углу каждой улицы (страницы) светит солнце, в нашем городе солнце не всходит и не садиться, но все буквы тянуться к нему и обожают греться в его лучах. Даже маленькие квартиры, в которых живут буквы наклонены к солнышку и имеют пол, потолок, теплую и холодную стеночки!

У каждой буквы свой характер, я всегда спрашиваю ребенка, это буква мальчик или девочка? И почти все гласные — это девочки! Голосистые и певучие! Но мальчики – «согласные» с девочками всегда, встают рядом и дают красивые звуки. Размещаясь в своих домиках, буквы прижимаются к разным стеночкам, есть теплолюбивые, а есть любящие прохладу. Есть опускающие хвосты в подвал, а есть поднимающие на чердак. Есть буквы занимающие 2 и даже 3 комнаты. С первых мгновений город начинает жить говорливой, дружной жизнью.

Все буквы дружат между собой, берутся за руки и водят хороводы (слова). Но «руки и ножки» (элементы букв) есть не у всех, многие буквы оказались так находчивы, что придумали разные приспособления (элементы соединений) в зависимости от того, с кем приходиться танцевать в хороводе. Ребенок сам становиться автором историй про дружбу и жизнь букв в солнечном городе. Наделяет их характерами и развивая образное мышление и воображение и творческие способности.

Данная методика учит безотрывному письму, о котором столько споров в последнее время. Такое написание дает серьезную нагрузку на мышцы руки, плечи и рассчитано на правильную посадку за столом, гимнастику для кисти и чередования нагрузки и отдыха. В современной школе с ее скоростями, и количеством информации безотрывное письмо кажется чем-то очень сложным и требующим больших энергетических затрат для учителя и ребенка, и это правда, я бы еще добавила времени.

На наш взгляд в современном подходе не хватает именно времени и четкого плана перехода каллиграфических умений от дошкольного периода к первому классу.   Безотрывное письмо, пришедшее в школу в советское время, безусловно было рассчитано на постепенное освоение, рука ребенка должна была окрепнуть, а большинство навыков перейти в автоматический режим.

Данную методику можно применять и для леворуких детей, не применяя безотрывные соединения. Обучение письму леворуких детей, это тема для отдельной статьи, и мы не будем подробно на ней останавливаться.

Как же обстоит дело обучению письму на сегодняшний день? Прописи, которых на данный момент накопилось огромное количество, не облегчают задачу педагогам и родителям, а наоборот вводят в замешательство и потерю драгоценного времени. Из самых на наш взгляд достойных внимания являются «Прописи для дошкольников 5–7 лет» О. Е. Жиренко, Е. В. Колодяжных и пособие Т. В. Шкляровой «Прописи. Учимся писать красиво и грамотно. Пособие для детей 6–7 лет». Данные пособия обладает четким, выстроенным планом перехода от простого к сложному, отличается завершенностью, учит всем соединениям и написанию каждой буквы. Этого пособия достаточно, чтобы научить ребенка писать.

Вместо заключения. Обучение каллиграфии — это своеобразная медитация. Это ритм, это монотонность, повторение и повторение. Можно сказать, что это дружба между телом и мыслями, которая дается не сразу. Это требует усердия и времени.

Что же самое главное?

а) хорошее настроение, не надо брать в руки прописи если у ребенка плохое настроение или он устал, просто отложите занятие до лучших времен;

б) не надо торопиться, позвольте ребенку учиться в его темпе (красивые буквы и скорость первый год обучению письму несовместимы);

в) отмечайте, что каждая написанная буква, пусть даже корявенькая является историей ребенка, возвращайтесь в начало прописей и любуйтесь. С чего все начиналось! Именно благодаря этим несмелым буквам, проложившим путь, сейчас мы видим стройных красавцев!

г) выполнив строчку, обязательно выберете королеву, нарисовав над самой красивой буквой (элементом) корону;

д) обязательно отмечайте переход к новой букве, обычно я прошу праздновать родителей букву А, это веха! До нее надо дойти. Можно купить ребенку любимое лакомство, или сувенир, обязательно сообщите об этом событии всем родственникам, особенно тем, кто может оказать ребенку поддержку. Хвастайтесь, пойте, сочиняйте про буквы стихи и маленькие песенки, сравнивайте буквы с животными, людьми или явлениями. Таланты родителя, жаждущего помочь своему ребенку безграничны!

г) помните, первый класс закончится, закончится школа, дети вырастут, поэтому именно сейчас эти мгновения, вы можете посвятить общему увлечению – учиться писать. Вместе!

Список литературы

  1. Аруцев Ю. И. Мысли о каллиграфии учеников и родителей, и учителя / Юрий Иванович Аруцев. – Ярославль: Филигрань, 2014. 125 с.: ил.
  2. Гаврилина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Попул. пособие для родителей и педагогов / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Ярославль: Акад. развития, Академия, К°, 2000. – 185, [1] с. ил.; 20. – (Игра, обучение, развитие, развлечение).
  3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – Москва [и др.]: Питер, 2009 (СПб.: Печатный двор им. А. М. Горького). – 444 с.: ил.; 24 см. – (Мастера психологии).
  4. Карнеев Р.К., Карнеева О.А., Сухоносов А.П. Особенности представлений студентов музыкальных специальностей о профессии на разных этапах профессионального становления / Искусство и образование. 2019. № 6 (122). С. 155–166.
  5. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии. — Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. — 83, [1] с. : ил.
  6. Носонова Н.В. Каллиграфия. Особенности обучения письму // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1.
  7. Песков, В. П. Архитектоника представления как события / В. П. Песков // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. – 2012. – № 5(46). – С. 227–232. – EDN PFOVCH.
  8. Сухонина Н. С. Каллиграфия. Иллюстрированный курс: учебное наглядное пособие / Н. С. Сухонина. – Симферополь: АРИАЛ, 2020. – 175 с.: ил., портр., табл., факс., цв. ил.: 22 см.; ISBN 978-5-907310-67-4.
  9. Сухоносов А.П., Дмитриева М.Ю., Сухоносов Д.А. Диагностический инструментарий для исследования креативного лидерства как качества личности// В сборнике: Психология одаренности и творчества. 2019. С. 293–296.
  10. Федосова Н. А. Особенности методики обучения каллиграфии детей шестилетнего возраста: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.02 / АПН СССР. НИИ содерж. и методов обучения. Москва, 1988. 16 с.

http://izvestia-ippo.ru/alekseeva-e-a-obuchenie-kalligrafii-k/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *