Аксанова Е.В., Джалалова Л.Е. | Особенности создания авторских настольных игр для развития креативности детей

Рейтинг
[Всего голосов: 2 Средний: 5]

Аксанова Елена Владимировна, тьютор, руководитель Центра альтернативного образования Клевер Клуб, Краснодар, aks.elen@mail.ru

Джалалова Лола Ергешбаевна. учитель ИЗО и дополнительного образования, педагог-психолог, учитель высшей категории, Москва, lola160272@yandex.ru

В данной статье авторы говорят о важности игровой деятельности в младшем школьном возрасте, перечисляют принципы игрового образовательного процесса, рассматривают возможность развития креативности через игру, а также представляют авторскую игру «сКРЕпка».

С 50-х годов ХХ века, когда Джой Пол Гилфорд впервые ввел термин «интеллектуальная креативность», множество ученых всего мира давали разные определения креативности [1], наделяя их различным содержанием и широтой. Креативность можно рассматривать в качестве продукта творческой деятельности (Ф.У. Тейлор), в качестве процесса создания нового, чего-то ранее не существующего (Р. Дилтс), в качестве черты личности (А. Маслоу, В.Н. Дружинин), в качестве способности или совокупности способностей, в разной степени зависимых от интеллекта (Г.Ю. Айзенк, Я.А. Пономарев). В контексте данной статьи мы понимаем под креативностью качественную творческую способность (по аналогии с трехфазной моделью Дж. Рензулли), которая входит в структуру одаренности в виде независимого фактора (П. Торренс) и характеризуется умением находить оригинальные решения и генерировать принципиально новые нестандартные идеи [3].

Согласно когнитивной теории Ж. Пиаже [2, с. 33], которая рассматривает развитие всех видов мыслительных процессов, каждый человек в процессе своего развития проходит четыре периода:

  1. Сенсомоторный (чувствительно-двигательный) – от рождения до 2-х лет.
  2. Дооперативный – от 2-х до 7-ми лет.
  3. Период когнитивного мышления – от 7-ми до 11-ти лет.
  4. Период формально-логического, абстрактного мышления – от 11-12-ти до 18-ти лет.

Согласно данной теории именно на возраст 7-11 лет, что соответствует младшему школьному возрасту, приходится основной период когнитивного развития. Ребенку этого возраста легче «выходить за рамки» шаблонного мышления, он более податлив в обучении, его творческий потенциал легче направить в нужное русло. Следовательно, именно этот возраст лучше всего подходит для развития способностей, к коим относится и креативность.

При рассмотрении креативности с точки зрения онтогенеза, можно выделить три основных подхода:

  1. Согласно первому подходу, происходит постепенный рост креативности. Ряд таких исследователей, как С. М. Чурбанова, Л. Ф. Обухова, и Е. С. Белова обнаружили, что среди шестилеток, детей с высоким проявлением креативности больше в 2 раза, чем среди пятилеток. Другими исследователями – Е. И. Щеблановой и М. С. Семителкиной – был зафиксирован высокий рост креативности именно в период второго полугодия 1-го класса и во 2-м классе. Ближе к 8 годам дети показывают высокий показатель беглости, который характеризуется, скорее всего, развитием мелкой моторики.
  2. Вторая точка зрения формируется из позиции, что по мере приобретения знаний креативность ребенка снижается. Так исследователи М.О. Олехнович, Н.Б. Шумакова и др. выявили, что дети до 6-ти лет проявляют творческую активность, которая снижается к 11 годам, но затем приобретает более качественный характер. Ребенок больше задает вопросы в виде гипотез, отличается сужением их содержательная широта.
  3. Третья точка зрения – волнообразный характер развития креативности. Этой точки зрения придерживался П. Торренс, который определил три пика развития креативности с приблизительной периодичностью в четыре года: дошкольный (5 лет), младший школьный возраст (9-10 лет) и старший школьный возраст (13 лет).

Можно заметить, что все три точки зрения сходятся в том, что на возраст 7-11 лет приходится один из самых «ярких» периодов развития креативности.

Каким же образом можно развивать креативность младших школьников?

Выделяют словесные, наглядные, практические и игровые методы. И на наш взгляд, именно игровые методы, имеют наибольшую ценность для младшего школьного возраста. Игра занимает центральное место в жизни ребенка. А. С. Макаренко сравнивал значение игры для ребенка с деятельностью работы и службы для взрослого. К сожалению, часто важность игры признается только для дошкольного возраста, при этом недооценивается ее роль в жизни младшего школьника. А ведь игра имеет огромное значение для развития воображения и фантазии, вырабатывает различные аспекты познавательной активности, социальные способности, произвольность деятельности.

Переход в «новую жизнь» школьника для ребенка необходимо «смягчать». И здесь тоже приходит на помощь игра – знакомая форма взаимодействия с внешним миром. Игровые элементы снижают напряжение, способствуют легкому вхождению ребенка в новый для него коллектив, формируют устойчивый интерес к учителю и к самому учебному процессу.

По мнению Е. И. Щербаковой [5] игры, как метод или форма обучения, должны содержать в себе ряд требований:

  1. свободное творчество и самостоятельность;
  2. доступность: достижимая цель игры, хороший дизайн, согласно требованиям возраста;
  3. эмоциональность: веселое настроение, удовлетворение от процесса;
  4. соревнование: усиливается самоконтроль, активность. В игре дети учатся как выигрывать, так и справляться с проигрышами.

Цаплина О.В. [4, с. 104] выделяет следующие принципы игрового образовательного процесса:

  1. принцип активности;
  2. принцип системности;
  3. принцип открытости и доступности;
  4. принцип субъектно-деятельностного подхода;
  5. принцип амплификации развития;
  6. принцип свободного входа и выхода;
  7. принцип состязательности и соревновательности.

Учитывая все перечисленные требования по Е. И. Щербаковой, принципы по О. В. Цаплиной и цель развития по П. Торренсу, обозначается комплекс необходимых требований к играм, способствующих эффективному развитию креативности у детей младшего школьного возраста.

Игры, направленные на развитие креативности, должны:

  • способствовать формированию в ребенке позиции творца;
  • развивать самостоятельность выбора и принятия решений;
  • быть краткими и незатянутыми по времени (учитывая особенности концентрации внимания детей данной возрастной группы);
  • быть эстетически приятными;
  • развивать скорость мышления и гибкость;
  • развивать нестереотипное и оригинальное мышление;
  • способствовать развитию речи и коммуникативных навыков;
  • иметь соревновательный момент [4].

Исходя из данных требований, нами – коллективом авторов – была выдвинута идея о разработке комплекса игр, которые бы способствовали эффективному развитию креативности ребенка младшего школьного возраста и сочетали в себе развитие всех качеств, которые включает себя креативное мышление:

— гибкость;

— оригинальность;

— беглость;

— разработанность;

— речь;

— любознательность;

— воображение;

— сложность;

— способность к риску.

Первая игра дидактического комплекта – «Твой герой» — уже прошла апробацию и находится на этапе массового производства.
На данный момент на стадии тиражирования находится вторая наша игра — «сКРЕпка» (рис.2).

Данная игра состоит из карточек среднего размера, на которых написаны слова и числа, изображены цвета и рисунки, на ряде карточек представлены рисуночные загадки – «друдлы».  Перед началом игры 25 карточек из колоды выкладываются на игровое поле рубашкой вниз.

По ходу игры участники выискивают различные возможные комбинации, объединяя их одним смысловым словом (рис. 2). Необычный набор карточек позволяет интерпретировать одно и то же слово или изображение с различных ракурсов. Каждая используемая карточка приносит одно очко. На место взятых игроками карточек выкладываются новые, чтобы их число перед каждым ходом было равно 25. Игра заканчивается или когда проходит установленное количество раундов, или когда кончается вся колода карточек. Побеждает тот игрок, кто наберет больше всего очков.

Какие качества развивает игра «сКРЕпка»?

  1. Гибкость. Набор карточек на столе постоянно меняется, в связи с чем игрокам приходится иметь дело с меняющимися комбинациями.
  2. Оригинальность. Чтобы победить, необходимо сделать оригинальный ход, стараясь за один ход привязать к какому-то слову как можно больше слов, объединяя их в единое смысловое понятие.
  3. Воображение. Необходимо выделить в загаданном слове свойства и качества, выстроить ассоциативный ряд.
  4. Разработанность. Подборка разноплановых слов, которые в целом и с разных сторон могут описать загаданное. Умение увидеть детали, состав, свойства и т. д.
  5. Беглость. Быстрота и точность объединения слов дает возможность игроку собрать большее количество карточек, что увеличивает шанс на победу.
  6. Способность к риску. Каждый новый ход – это вызов, необходимо объединять слова заранее, и существует риск, что другие участники опередят и, оправдывая свой ход тем или иным набором карточек, отложат их в свою стопку. Таким образом с каждым ходом соперника необходимо менять свою комбинацию.
  7. Сложность. Сам процесс игры представляется хоть и увлекательным, но совсем не простым. Каждому участнику приходится много думать, прибегать к индукции, дедукции и вырабатывать свою стратегию.
  8. Развитие речи. Во время хода игроки выдвигают свои версии, рассуждают вслух и могут выхватывать идеи из версий других игроков, что развивает и коммуникативные навыки.

Таким образом, данная игра, при соблюдении правил, развивает все компоненты, которые включает в себя креативное мышление. Важной особенностью нашей настольной игры является вариативность сценариев, что дает возможность подходить к поставленной задаче, используя разные варианты, при этом создавая свои правила.

 Список литературы

  1. Ларионова Л.И. Факторы, влияющие на актуализацию ментальных ресурсов одарённых детей // Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования. Материалы третьего международного симпозиума. 2016. С. 239–244.
  2. Немов Р.С. Психология образования. Книга 1. М.: Владос, 2007. С. 153.
  3. Психология одаренности и творчества: монография под ред. проф. Л.И. Ларионовой, проф. А.И. Савенкова. М; СПб: Нестор-История, 2017. 372 с.
  4. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста: учебник для среднего профессионального образования / А.И. Савенков [и др.]; под научной редакцией А.И. Савенкова. М.: Издательство Юрайт, 2020. 339 с.
  5. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. М.: Просвещение, 1984. С. 63-66.

http://izvestia-ippo.ru/aksanova-e-v-dzhalalova-l-e-osobennost/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *