магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва,
E-mail: dina_1994007@mail.ru
В статье анализируются компьютерные игры в процессе обучения младших школьников, достоинства компьютерных игр.
Компьютерные технологии совсем недавно внедрились в учебный процесс, но уже плотно закрепились в нем. Ни одна школа не может обойтись без внедрения компьютерных технологий в процесс обучения школьников. Использование компьютерных технологий упрощает работу учителя и делает наглядным урок для учеников. Учитель обязан владеть новыми образовательными технологиями, уметь воплотить их в образовательном процессе.
В сфере использования компьютерных технологий выделяют два основных направления:
- Теоретическое направление. Изучение теоретических основ информатики как науки об информативных процессах. Воспитание информационно культурной личность главная цель теоретического направления.
- Прикладное направление. Использование компьютера в качестве средства обучения по учебным предметам.
В наше время компьютер является неотъемлемой частью любой деятельности человека. Компьютерные технологии все шире внедряются в школьную программу, в учебно-воспитательный процесс. Школьная программа расширяется, и в нее внедряются компьютерные игры.
Внедрение компьютерных игр в процесс обучения дает возможность учащимся выйти за грани реальности, почерпнуть новые знания, выйти за пределы привычного урока и войти в новый виртуальный мир.
Компьютерная игра дает возможность ребенку включиться в реальность происходящего в игровой виртуальности. Самое важное для ребенка – игра от первого лица, когда ребенок ставит себя наравне с главным персонажем игры. Если персонаж наделен хорошими качествами личности, то в процессе игры ребенок перенимает качества личности персонажа.
Напряженность и экстремальность игровой ситуации позволяет закрепить умения, которые пригодятся ребенку в жизни. Если ребенок попадает в похожую ситуацию в жизни, то он, не теряясь, сможет применить полученные ранее знания на деле.
Компьютерные игры применяются для различных возрастных групп:
1) в младшем школьном возрасте, детям необходимо полностью включиться в игру, вложить в игру все свои силы и эмоциональные переживания. Игра для младших школьников является фактором развития эмоциональной сферы, позволяет реагировать на различные трудности и переживания.
2) для средней школы игра – это виртуальное пространство, в котором возможно построение и изменение межличностных отношений с окружающими людьми.
3) для старшеклассников игра, как способ усвоения и улучшения уже приобретенных умений, знаний и навыков. Игра также является средством познания себя и окружающего мира.
Чаще всего компьютерные игры используются для повторения изученного материала, для закрепления полученных знаний. Большинство обучающих игр должны обеспечить проверку знаний учащихся, должны не пересказывать учебник, а смоделировать процессы, которые не могут быть должным образом показаны книгой.
Обучающие компьютерные игры позволяют сделать процесс обучения более интересным и увлекательным, формируя тем самым познавательный интерес, творческий потенциал ребенка.
Компьютерные обучающие игры должны быстро переключать внимание ребенка. Игра способствует развитию у ребенка целеустремленности и усидчивости.
В игре ребенок расширяет свои приобретенные знания, умения и навыки, развивает и закрепляет мыслительную деятельность. В момент игры ребенок просто играет, и только учитель понимает, что идет процесс обучения. В игровой деятельности ребенок самовыражается, проявляет качества своей личности.
Достоинства компьютерных игр:
— сюжет компьютерной игры более жестко определяет деятельность учащихся и при этом интерес к выполнению работы не уменьшается. Возможности современной информационной технологии позволяют при повторении игры постоянно использовать новое наполнение. В этом случае происходит перенос акцента с освоения правил работы на ее содержание;
— возможность превращения игры в тренажер путем постоянного обновления наполнения;
— наличие контроля действий учащегося. Контроль происходит во время игры. Он может быть как техническим, так и сюжетным. В сюжетном контроле присутствует определенный сценарий, который стимулирует правильные действия учащихся.
Современные компьютерные технологии позволяют ребенку лучше понять и запомнить учебный материал, положительно настроиться на выполнение заданий. Компьютерная игра ставит перед ребенком понятные ему цели и задачи, которые ребенок с легкостью выполняет. Играя в компьютер, ребенок осваивает эту технику, учиться взаимодействовать с компьютером, приобретая навыки общения с ним. Использование определенных знаний, умений и навыков учащихся в компьютерной деятельности приводит к их актуализации, а желание ребенка играть и развиваться с компьютером приводит к мотивации приобретения знаний, умений и навыков. Если учитель будет включать элементы игры с компьютером в учебный процесс, то овладение компьютерной грамотностью будет увеличивать повышение качества образования. Компьютерные игры способствуют развитию познавательного интереса младших школьников и их развития, в общем. Компьютерные игры приносят большую пользу, как для учителя, так и для младших школьников. Учителя быстро и занимательно включают детей в учебный процесс с помощью компьютерных игр. Детям же интересен сам процесс познания игры, знакомство с персонажами, ощущение владения игрой.
Вовлекаясь в игру, становясь на уровне с главным персонажем игры, ребенок полностью контролирует все происходящие действия внутри игры, может заставить любого персонажа или предмета сделать то или иное действие. Игра создает реальность происходящего, но ребенок не может взять в руки, потрогать те или иные предметы. Кроме того, компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление о всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей происходит развитие таких важнейших операций, как мышление, классификация и обобщение. В некоторых играх присутствует построение логических цепочек, в таких играх ребенок развивает свое логическое мышление.
Важно, чтобы ребенок не перепутал реальность с виртуальностью, он должен понимать, что все происходящее на экране – это не реальность, и что, выйдя из игры, его будут окружать совсем другие вещи, люди. Все виртуальные вещи – это знаки реальных вещей. Эти знаки можно встретить, как в простых, так и в сложных играх. В простых играх – обычные знаки. В сложных – знаки, приближенные к реальным предметам. Таким образом, у младших школьников развивается знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, — это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и наши мысли, которые являются наиболее сложным идеальным уровнем действительности. Знаковая система сознания помогает ребенку осознать наличие в природе всех этих уровней, дает возможность ребенку мыслить без опоры на внешние предметы. Это происходит потому, что процесс изменения происходит постепенно, наглядно для ребенка, что облегчает его понимание детьми. В процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. Детская память непроизвольна, так как дети не могут сознательно обращать внимание на тот или иной материал и стараться его запомнить.
Итак, мы проанализировали компьютерные игры в обучении младших школьников, рассмотрели достоинства компьютерных игр в процессе обучения.
Литература
- Анисимова, Н.С. Психолого-педагогические аспекты использования Интернет-технологий в образовании / Н.С. Анисимова. – М.: Информатика и образование. 2002. — № 9
- Белавина И. Психологические последствия компьютеризации детской игры / И. Белавина. – М.: Информатика и образование. 1991. — №3-4.
- Бочкин, А.И. Методика преподавания информатики: учеб. пособие / А.И. Бочкин. – М.: Выш. шк. 1998. — 431 с.
- Камалов Р.Р. Компьютерные игры как элемент школьного курса информатики / Р.Р. Камалов. – М.: Информатика и образование. 2004. № 5. – С. 76–78
- Проколиенко, Л.Н. Компьютер в обучении: психолого-педагогические проблемы / Л.Н. Проклиенко [Электронный ресурс] // (http://www.voppsy.ru/issues/1986/866/866042.htm).
- Ходакова Н.П., Нильсен Т.А. ИКТ в образовательном учреждении / Н.П. Ходакова, Т.А. Нильсен. — Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. 2014. № 1. С. 84-88.
http://ippo.selfip.com:85/izvestia/agadzhanyan-d-k-ispolzovanie-kompyute/