кандидат педагогических наук, доцент;
доцент Московского городского педагогического университета
E-mail: Afanasyevajv@gmail.com
Дмитриева А.М.
студент Московского городского педагогического университета
E-mail: dmnasty313@mail.ru
В статье приводятся результаты диагностики готовности современного учителя к формированию у детей специальных коммуникативно-речевых умений при работе над сочинением по картине. Сделаны выводы, позволяющие строить предположения о влиянии уровня подготовки учителя на эффективность формирования данных умений у обучающихся.
Сочинение по картине не только продолжает оставаться одним из основных видов работы по развитию речи [2: с. 35], но и используется в качестве контрольно-измерительного средства в современной школе (например, описание фотографии в ОГЭ или описание картины в диагностиках МЦКО).
Учёные-методисты В.И. Воробьева и С.К. Тивикова выделяют следующие специальные коммуникативно-речевые умения, связанные с анализом содержания и изобразительно-выразительными средствами картины: использовать искусствоведческие термины в беседе и сочинении по картине; анализировать и выражать подтекст картины, ее эмоциональное воздействие с помощью графического и лексического словаря настроений; определять тип и стиль речи в будущем сочинении по картине; понимать замысел художника и строить свое речевое высказывание на его основе; устанавливать соответствие между изобразительно-выразительными средствами в литературном, музыкальном и живописном произведениях [1: с. 16-17].
С целью выявления готовности педагогов начальных классов к работе по совершенствованию у младших школьников специальных коммуникативно-речевых умений в процессе создания сочинения по картине нами было проведено анкетирование среди учителей начальных классов.
В анкетировании приняли участие 24 учителя начальных классов. Стаж работы – от 4 до 35 лет, все респонденты имеют высшее педагогическое образование, большинство – значительный опыт педагогической деятельности.
Учителям было предложено заполнить анкету, которая состояла из 12 вопросов: 1. Пишете ли Вы с детьми сочинения по картине? 2. Нравится ли Вам данный вид работы? Если да, то почему / Если нет, то почему? 3. Как часто Вы пишете с детьми сочинение по картине? 4. Как Вы считаете, для чего нужна данная работа? 5. Где ученики пишут сочинения по картине? 6. Какие картины Вы берёте для работы? 7. Проводите ли Вы предварительную подготовку по работе с определенной картиной? 8. Сколько времени Вы тратите на предварительную подготовку? 9. Как Вы считаете, какие знания и умения необходимы детям для написания сочинения по картине? 10. Согласны ли Вы, что детям необходимы специальные умения и знания для анализа картины? 11. Какие трудности Вы испытываете при организации работы над сочинением по картине? 12. Как Вы считаете, нравится ли детям этот вид работы? Поясните, почему Вы так думаете.
Представим полученные результаты анализа анкет педагогов.
Отвечая на вопрос «Пишете ли Вы с детьми сочинения по картине?» все учителя (100%) ответили «Да».
Большинству учителей (83%) данный вид работы нравится. Данная группа учителей отмечала, что именно сочинения по картине позволяют не только совершенствовать речевые умения детей (активизировать связную письменную речь, обогащать словарный запас), но и развивать воображение (опора на картину помогает детям лучше представить какие-либо события, явления), стимулировать развитие творческих способностей, учиться понимать идеи и мысли художника, а также предоставляет большие возможности для синтеза разных видов искусства (живописи и литературы). Однако есть и те учителя (17%), кому данный вид работы не интересен. Наиболее частый аргумент – современным детям неинтересны репродукции, представленные в современных УМК по русскому языку.
При ответе на вопрос «Как часто Вы пишете с детьми сочинение по картине?» 50% опрошенных ответили: «По программе, но не все сочинения»; строго по программе пишут 25%; чаще, чем по программе, пишут 25% опрошенных.
На вопрос, для чего, по мнению педагогов, нужен данный вид работы, учителя отвечали следующее: 81% – для обогащения словаря детей, развития письменной речи (умения структурировать материал в соответствии с темой, соблюдать структуру сочинения, умения правильно (лаконично, выразительно) излагать мысли, умения описывать что-либо; подбирать соответствующие картине (ситуации) художественные средства выразительности), для развития творческих способностей, внимания и воображения. Также были отмечены такие умения: совершенствование регулятивных умений (самоконтроль) (8 %), умение понимать и объяснять произведения художественного искусства (12 %), давать свою оценку, выражать свои чувства и эмоции (15 %).
На вопрос: «Где ученики пишут сочинения по картине?» большинство опрошенных (41%) ответили, что дети пишут сочинения в классе; к этой же группе можно отнести учителей (17 %), которые пишут и в классе (на уроках), и во внеурочной деятельности (неясно, на занятиях кружка или в группе продлённого дня, но главное – не самостоятельно, с помощью или под контролем педагога); 25% учителей дают это задание на дом; 17% пишут как в классе, так и задают на дом.
При ответе на вопрос «Какие картины Вы берёте для работы?» большинство (91%) респондентов ответили: «Представленные в УМК». Те учителя, которые пользуются не только репродукциями своего УМК (это 9 %), уточнили, что берут картины, посвященные временам года, бытовым сюжетам из других УМК, а также полотна современных художников (О. Алимовой, Н. Чакветадзе и др.) или классиков (С.Ю. Жуковского, С. Бродского и др.), не представленных в учебниках.
Абсолютно все педагоги проводят предварительную подготовку к написанию сочинения по картине; однако только 25% учителей делают это по учебнику, а 75% самостоятельно подбирают материал. Большинство опрошенных (58%) ответили, что тратят на предварительную подготовку в среднем несколько часов, 33% тратят 1 урок или 1 час, и только 8% тратят всего 10-15 минут на уроке.
На вопрос: «Как Вы считаете, какие знания и умения необходимы детям для написания сочинения по картине?» были представлены следующие ответы: умение анализировать картину, знание выразительных средств речи, знание о структуре сочинения; умение составлять план и четко следовать ему; умение выражать свои мысли, описывать происходящее; хорошо развитая лексическая и грамматическая сторона речи; знания о стиле речи, о типах речи; умение понять и осмыслить тему; раскрыть ее в своем сочинении; умение отбирать языковой материал; умение выражать собственное мнение, отношение к изображаемому; умение спланировать свою работу; составлять текст, связывая предложения между собой по смыслу и др.
В вопросе «Согласны ли Вы, что детям необходимы специальные умения и знания для анализа картины (далее перечислялись умения, приведённые в начале нашей статьи)» были предложены несколько вариантов ответа. Абсолютно все учителя выбрали вариант «понимать замысел художника и строить свое речевое высказывание на его основе», 75% также выбрали вариант «анализировать и выражать подтекст картины» и только 33% выбрали умение «использовать искусствоведческие термины в сочинении по картине».
Следующий вопрос «Какие трудности Вы испытываете при организации работы над сочинением по картине?» показал различные ответы: «Чаще всего дети боятся сочинения и не хотят его писать», «Дефицит времени и недостаток специальных знаний»; «Урока из 40 минут не хватает для полного анализа картины»; «Учитывать особенности восприятия детей с ОВЗ и детей-инофонов»; «Дети не всегда могут понять замысел художника; просто описывают картину, но не выражают своё отношение к картине; недостаточный словарный запас (даже с опорой на слова-подсказки учителя)», «Дети используют нераспространенные предложения, иногда не могут увидеть замысел картины»; «»Кривые» высказывания детей. Сложность в описании происходящего. Чрезмерное обращение внимания на «лишние» детали»; «Много времени требуется на первоначальный анализ картины, раскрытие способностей школьников (развитие речи, обогащение словарного запаса)», «Детям сложно писать сочинения по картине», у 8 % опрошенных нет никаких проблем с написанием сочинения по картине.
На завершающий вопрос анкеты: «Как Вы считаете, нравится ли детям этот вид работы? Поясните, пожалуйста, почему Вы так думаете?» мы получили разные ответы. Приведём их более подробно: «Сочинение – сам по себе сложный вид работы, для правильного выполнения которого требуется внимательность, контроль, развитые речь и воображение. Однозначного ответа на данный вопрос нет. Какие-то дети с удовольствием примут данный формат работы, другие, наоборот, воспримут в штыки, посчитав скучным и сложным»; «Да, нравится, поскольку обучающиеся с радостью выполняют на уроке данный вид работы»; «Мне кажется, это зависит от учителя: как он даёт материал, как относится сам к этому виду работы»; «Современным детям не всегда нравятся картины, которые представлены в учебнике. Тема «Природа, пейзаж» для них кажется скучной. Но в целом детям нравится данный вид работы; они любят такие уроки»; «Зависит от самой картины: если она заинтересовала детей, то они с радостью размышляют. Также очень многое зависит от преподнесения картины самим учителем: если он способен увлечь и заинтересовать детей, то большинство учеников загорятся желанием описать картину»; «В целом, да. Это некое разнообразие в ходе учебного процесса. Также с помощью такого вида работы дети учатся грамотно формулировать свои мысли»; «По-разному. Все дети разные», «Не всем» (пояснений не дано); «Нет, им не нравится писать сочинения».
Анализ ответов педагогов начальных классов на вопросы анкеты позволяет сделать выводы: 1. Большинство учителей осознают важность обучения созданию сочинения по картине и в целом методически грамотно выстраивают данный вид работы. 2. Большая часть учителей согласна с необходимостью формирования у детей специальных коммуникативно-речевых умений, при этом в приоритете общее понимание замысла картины, идеи художника; владение же детьми искусствоведческими терминами считает обязательным лишь треть учителей. 3. Наблюдается корреляция между отношением учителя и его учеников к сочинению по картине: в тех случаях, где учитель сам с интересом или подробно отвечает на вопросы анкеты, есть указания и на положительное отношение детей к данному виду работы; те же ответы, которые иллюстрируют негативное отношение учителя, фиксируют аналогичное отношение детей. 4. Необходима дальнейшая конкретизация содержания работы по обучению сочинению по картине (напр., в какой мере должны присутствовать в работе детей искусствоведческие термины?), а также расширение перечня картин для работы.
Литература
1.Воробьева, В. И., Тивикова, С. К. Сочинения по картинам в начальных классах: Пособие для учителя. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002. – 224 с.
- Примерная рабочая программа начального общего образования. Русский язык / М-во просвещения Рос. Федерации. – М.: Инст. стратегии развития образ., 2021. – 98 с.
http://izvestia-ippo.ru/afanaseva-zh-v-dmitrieva-a-m-diagnost/