А.С. Гореликова | РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

студент Московского городского педагогического университета

E-mail: alena.gorelickowa@mail.ru

Статья посвящена проблеме формирования эмоционального интеллекта младших школьников на уроках литературного чтения. Автором описывается опыт работы с учащимися начальной школы.

В современном мире значительную ценность приобретает способность человека понимать и распознавать эмоции, управлять ими. Без этой способности сложно продуктивно взаимодействовать с людьми как в профессиональной, так и бытовой сфере. Эмоциональный интеллект, о котором пойдет речь в статье, является одной из социально значимых компетенций, которая обеспечивает эффективное взаимодействие с окружающими людьми. Ученые сходятся во мнении, что важно формировать эту социальную компетенцию уже в детском возрасте. Ряд методистов считают одним из путей развития эмоционального интеллекта младших школьников уроки литературного чтения [3]. Художественные тексты, входящие в учебные хрестоматии, являются произведениями, написанными специально для детей или входящими в круг детского чтения. Как правило, произведения детской литературы для младшего школьного возраста не очень психологичны, в них содержится обычно динамическое повествование – то, что любят дети, что отвечает их возрастным познавательным потребностям и интересам.

Однако нужно помнить о том, что многие тексты, предлагаемые детям, насыщены эмоциональными знаками. Часто автор прибегает к изображению не только внешней действительности, в которой развиваются события, но и описывает, и довольно подробно, внутренний мир, мысли, переживания героя [1].  Научить детей обращать внимание на изображение в тексте человеческой жизни, человеческих характеров, душевного состояния героев – очень важная задача, которая стоит перед учителем в процессе развития эмоционального интеллекта младших школьников на уроках литературного чтения. Для решения этой задачи важно научить школьников находить в тексте эмоциональные знаки, к которым относятся эмоциональная, оценочная и экспрессивная лексика [4].

В четвертом классе в УМК «Школа России» младшие школьники изучают стихотворение А.С. Пушкина «Няне», которое требует серьезной предварительной подготовки, необходимой для правильного понимания детьми того смысла, который заложен в тексте стихотворения [2]. Важно до начала работы с текстом стихотворения познакомить детей с биографией поэта, особенное внимание следует уделить рассказу о его няне – Арине Родионовне, тому периоду в жизни поэта, когда его старая няня разделила с ним тоскливые дни ссылки в селе Михайловском в Псковской губернии. Веселый, общительный, активный, он особенно тяготился одиночеством, поэта угнетало двухлетнее заточение в глухой деревне, вдали от друзей и родных. И только няня Арина Родионовна помогала своему воспитаннику в столь нелегкое для него время. Она была единственным близким для него человеком, могла его успокоить и утешить. Когда А.С. Пушкин отбыл ссылку, он вернулся в столицу – Санкт-Петербург, а няня осталась в Михайловском. Но она все равно переживала за своего воспитанника, беспокоилась о нем, ждала его с тревогой и надеждой. Во время подготовительной к восприятию стихотворения беседы демонстрировались портреты А.С. Пушкина и его няни.

После основательной предварительной работы текст стихотворения был прочитан учителем. Перед восприятием стихотворения школьникам была проставлена задача: «Постарайтесь определить, какие чувства испытываю герои?»

В качестве проверки первичного восприятия школьников обычно спрашивают, какие чувства они испытали, прослушивая стихотворение. Обычно дети называют такие чувства: грусть, печаль, любовь. В процессе поиска эмоциональных знаков ребята приходят к выводу, что стихотворение проникнуто еще и такими чувствами как искренность, привязанность, преданность, тоска, одиночество и некоторое спокойствие.

Анализ поэтического языка стихотворения А.С. Пушкина был сосредоточен на образе главной героини, учащиеся при перечитывании отмечали развернутые обращения, эпитеты (суровые дни, дряхлая голубка), которые использует поэт: «Подруга дней моих суровых, /Голубка дряхлая моя!»

Четвероклассники немного задумались при ответе на вопрос «Прочему поэт употребляет обратный порядок слов (инверсию) в построении фразы?» При сравнении фраз с прямым порядком слов и пушкинской фразы с инверсией, несколько учащихся отметили: «У Пушкина чтение обращения получается медленнее, чем при прямом порядке слов. Он специально так делает, как бы торжественно. Он хочет показать свою любовь и нежность, уважение своей старенькой няне. И все это четверостишие надо читать медленно, там еще есть инверсия – «в глуши лесов сосновых» — и повторение одного слова – «давно, давно ты ждешь меня».  Становится сразу грустно, печально». Первую строфу стихотворения мы с учащимися перечитывали несколько раз, каждый раз стараясь показать голосом те чувства, на которых настаивали юные читатели. И сразу несколько человек отметили, что это описываются чувства поэта (лирического героя), а не чувства няни. Четвероклассники сами предложили отыскать описание чувств няни. И мы приступили к анализу поэтического языка остальной части стихотворения с установкой: «Найти описание няни и назвать ее чувства, если А.С. Пушкин их не указал».

Одним из вариантов фиксации тех эмоциональных знаков, которые отыскиваются учениками, может стать прием «Кластер», где в центре записано ключевое слово — название стихотворения, а вокруг школьники записывают слова эмоционального репертуара, которые они находят в коллективной беседе.

Другой же прием «Ассоциативный куст» похож на первый, однако школьник вокруг ключевого слова записывают те ассоциации, которые у них возникли при чтении стихотворения. Этот прием обычно используется перед первичным восприятием текста, в качестве задания, направленного на развитие антиципации. Но и после прочтения текста этот прием можно применить на уроке. Конечно, младшим школьникам может быть трудно воспринимать такие термины как «ассоциация», поэтому при выполнении задания можно дать такую инструкцию: «Прочитайте еще раз стихотворение «Няне». Запишите, первое слово, с помощью которого можно определить чувства няни. У каждого ребенка получится в итоге свой куст с ассоциациями, в основном будут перечислены эмоции и чувства. Однако мало назвать слово эмоционального репертуара, непременно нужно было его подтвердить словами и строчками из текста стихотворения. Здесь ребята назвали такие слова: «горюешь», «тоска, предчувствия, заботы/ Теснят твою всечасно грудь». Они так интерпретировали эти поэтические строчки: «Няня очень переживала за своего воспитанника, как бы он снова не оказался в ссылке. И вот она так думает о нем тревожно, и даже начинает медленно вязать на спицах «И медлят поминутно спицы». Да и руки у нее уже старенькие, слабые – «наморщенные»

Младшим школьникам особенно важно видеть результат своей работы, поэтому из тех слов, которые были записаны детьми, можно предложить выбрать 2-3 наиболее важных, по мнению детей, и записать их на отдельных стикерах. Эти стикеры можно приклеить на один ватман или же можно создать «Дерево эмоций и чувств». После этого учителю следует прочитать те слова, которые написали дети, некоторые можно попросить прокомментировать или подтвердить словами из текста [5].

Считаем, что работа над поэтическим произведением дает учителю возможность не только проанализировать поэтический язык произведения, его изобразительно-выразительные возможности, значительно расширить эмоциональный репертуар юных читателей.

 

Литература

  1. Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы: учеб. пособие. – 4-етизд., стереотип. – М.: Флинта, 2017. – 176 с.
  2. Сильченкова, Л.С. Научные основы анализа художественного текста в начальной школе / В сборнике: Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество. Сборник трудов по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ, Кафедра филологического образования. – 2015. – С. 213–221.
  3. Сильченкова, Л.С. Развитие у читателей младшего школьного возраста эмоционального интеллекта на уроках литературного чтения / Сильченкова Л.С. // Начальное образование – 2021. — №1 – С.7-12
  4. Сильченкова, Л.С. Эмоциональный интеллект читателей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. Т. 2. – Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. – 2019. – С. 331-335.
  5. Сильченкова, Л.С. Эмоциональный интеллект как фактор формирования у учащихся ключевых компетенций /Л.С. Сильченкова, Д.А. Мельников, Т.С. Пиче-оол, В.В. Седых, М.Г. Фарниева, Т.Н. Умалатов // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019. Сборник научных трудов. Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Ивановой. – М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования. –   – С. 1122-1133.

http://izvestia-ippo.ru/a-s-gorelikova-razvitie-yemocionalno/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *