студент Московского городского педагогического
университета
E-mail: ManukhinaAO@mgpu.ru
Русский язык считается одним из самых сложных предметов в школе. Но почему так происходит? Почему дети, которые всю жизнь говорят и слышат русскую речь, так плохо знают свой родной язык? И почему с каждым годом безграмотных людей становится все больше? В этой статья я постараюсь ответить на все вопросы, которые так беспокоят учителя. И приведу примеры, как избежать этой проблемы ещё в самом её начале.
Первоклассник приходит в школу с большим желанием учиться. Но как учителю приковать его внимание к занятиям? С какими принципами и способами обучения учитель должен подойти к ученику, чтобы учёба оказалась для ученика увлекательным путешествием?
С первого дня многие дети испытывают большие трудности в обучении. Как показывает практика, ученики с низким уровнем или с отсутствием учебной мотивации не в состоянии выполнять умственную работу, связанную с осуществлением учебной деятельности – «они быстро отвлекаются, устают и переключает свое внимание на ту деятельность, которая по внутреннему состоянию им ближе» [1: с. 6–8].
Выход из данной ситуации на самом деле очень простой, и он лежит на поверхности. Человек для успешного выполнения любой работы должен выполнять её с удовольствием и интересом. И таким инструментом в обучении ребёнка с низкой мотивацией к учебе, может стать дидактическая игра.
С помощью дидактические игры ученик сможет более широко и доступно овладеть необходимыми навыками, которые пригодятся ему в жизни.
Активизация познавательной деятельности учащихся представляет сложную проблему, которая волнует современного учителя [5: с. 3–7]. Опыт показывает, что одним из самых нелюбимых предметов в начальной школе является русский язык. Многие дети считают данный предмет скучным. У учеников вырабатывается нежелание заниматься русским языком, что в дальнейшем и порождает неграмотность. Но заинтересовать детей, повысить интерес к русскому языку все же можно, если подбирать интересный языковой материал и предъявлять его в виде дидактической игры, которая будет способствовать привлечению внимания ученика к учебным действиям.
Мы согласны с мнением учёных: «если на уроке не было никакого яркого элемента – «пятна», то и урок для этого ребёнка пройдёт впустую и никакого интереса данный предмет у ученика не будет вызывать» [2: с. 357–360].
Одним из эффективных способов вовлечения каждого ученика в педагогический процесс является использование на уроке или внеклассном мероприятии яркого «пятна». Этим «пятном» может стать дидактическая игра.
В процессе создания дидактических игр важно помнить, что задания должны быть разнообразными, с ярким наглядным материалом, который способствует овладению содержанием образовательной программы [4: с. 93].
В игре ученики концентрируют внимание на решении проблемы, которая может возникнуть уже на начальном этапе игры, поскольку «игровые правила и условия их выполнения могут вызывать некоторые затруднения» [3: с. 55–56]. Опыт показывает, что дети, не в полной мере подготовленные к обучению в школе, будут стараться правила игры «переделать под себя», чтобы только им было комфортно играть, а не всему классу. Подобное положение допускать не следует, надо объяснить ученику, что правила созданы для всего класса. В этой связи учеников стоит подготовить к выполнению такой деятельности, как дидактическая игра. И только после этого можно приступать к реализации самой игры. Играя, дети применяют полученные знания, учатся действовать самостоятельно, что позволяет им организовать свои мысли.
Термин «дидактическая игра» отражает педагогическую сущность деятельности (игры), что позволяет сделать вывод о многообразии её применения не только на внеурочных занятиях, но и на уроках. Дидактическая игра позволяет осуществить связь между творческой деятельностью и разными видами учебной работы. Дидактическая игра может рассматриваться так: как самостоятельная технология – для усвоения учебной темы или учебного раздела по русскому языку; как урок или часть урока – для актуализации знаний, для объяснения нового материала; как элемент внеклассной работы [6: с. 220].
Педагог должен планировать, с какой целью игра будет применена на уроке русского языка, и какие задачи урока сможет реализовать игра. Это может быть актуализация знаний, поскольку использование дидактических игр на данном этапе урока очень целесообразно, это позволит заинтересовать учеников и более эффективно подвести их к основному этапу урока; это может быть изучение нового материала – дидактическая игра уже основывается на базе освоения пройденных тем, что упрощает изучение новых тем; это может быть закрепление изученного материала, поскольку дидактическая игра охватывает и повторяет достаточно большой объем материала за короткий промежуток времени.
Рассмотрим примеры организации дидактической игры на материале изучения следующих категорий имени существительного: одушевлённость / неодушевлённость и склонение имён существительных.
Пример 1. Игра при изучении темы «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Игра проводится со всем классом (26 учеников). У каждого ученика на столе лежат шесть картинок: три картинки, изображающие одушевленные предметы, и три картинки, изображающие неодушевленные предметы.
Перед первым учеником лежат картинки, на которых изображены помидор, рысь, банка, вилка, ворона, мальчик. Перед вторым учеником лежат картинки, на которых изображены цветок, ручка, девочка, кошка, игрушка, лиса. Перед третьим учеником лежат картинки, на которых изображены чайник, макароны, корзина, воробей, медведь, петух. И т.д.
Таким образом, педагог подбирает для каждого ученика индивидуальный набор одушевленных и неодушевленных предметов.
Далее педагог задает вопросы именительного и косвенных падежей, например, кто? что? кого? кому? и т.д. медведь, кошка, заяц и т.д., а ребенок в качестве ответа должен поднять соответствующую картинку.
Ребенок, допустивший три ошибки, выбывает из игры. Игра проходит интересно, напряжённо, так как никто не хочет раньше всех выбыть из игры.
Пример 2. Игра при изучении темы «Склонение имён существительных».
Перед каждым учеником лежат карточки-ответы, которые ученик будет показывать. Всего у одного ученика 9 карточек: четыре карточки на 1 склонение, три карточки на 2 склонение и две карточки на 3 склонение).
Перед первым учеником лежат картинки со следующими изображениями: мужчина, женщина, земля, книга, автор, море, окно, печь, мышь. Перед вторым учеником лежат картинки со следующими изображениями: юноша, девушка, история, дядя, стол, поле, слово, сирень, дочь. И т.д
Затем следуют вопросы, на которые ученик должен отвечать только поднятием картинки. Например: Поднимите карточку с изображением предмета, который женского рода 1 склонения (темнота, капля и т.д.)
Ребенок, допустивший три ошибки, выбывает из игры.
В процессе дидактической игры дети заинтересованы, имеют возможность подумать, применить полученные знания, предложить различные выходы из сложившейся проблемы. Как видим, с помощью дидактических игр также строится общение не только в системе «ученик – учитель», но и в системе «ученик – ученик».
Сказанное позволяет заключить: дидактическая игра повышает интерес к русскому языку, к учёбе в целом, а работа на уроке русского языка доставляет ученикам радость и удовольствие.
Литература
- Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Литература», 2018. – С. 6–8.
- Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин И.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М., 2002. – 576 с.
- Богач З.И. Как сказка помогает грамотно писать // Начальная школа. – 1998. – №9.
- Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка // Начальная школа. – 2001. – №11.
- Капустина Н.Г. Познавательные интересы младших школьников // Начальная школа «Плюс, до и после». – 2005. – №2.
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие «Академия развития», Ярославль, 2021.
http://izvestia-ippo.ru/a-o-manukhina-didakticheskaya-igra-kak-s/