А. К. Рашидов | К.Д. УШИНСКИЙ И ЕГО КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ-ИНОФОНАМИ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

доцент Кокандского государственного педагогического

института, Узбекистан

E-mail: acceduzzo056@gmail.com

 

 

 

Статья посвящена проблеме обучения русской литературе студентов-инофонов в Узбекистане. Предлагая собственное видение изучения русской литературы будущими учителями-филологами, автор показывает ресурс концепции воспитания личности К. Д. Ушинского, которая помогает студентам в познании классических произведений русской литературы XIX века.

Russian literature teaching problem of foreign students in Uzbekistan is considered in the article. Russian Russian literature is offered by the author’s own vision of the study of Russian literature by future teachers-philologists. The author shows the resource of K. D. Ushinsky’s concept of personality education, which helps students in learning classical works of Russian literature of the XIX century.

Педагогика как наука, которая возникла еще в античные времена, непрерывно развивается. Одной из значимых эпох развития стал XIX век, когда выдающийся педагог К.Д. Ушинский предлагает концепцию воспитания, сущность которой состоит в выдвижении идеи личностно-ориентированного воспитания, определяющего гармоничное развитие личности каждого человека.

К.Д. Ушинский показал, что «знать человека во всех отношениях» – это изучить его физические и психические особенности. Великий педагог мечтал о таком времени, когда каждый педагог будет не только учителем, но и психологом. К. Д. Ушинский так представил проблему соотношения обучения и воспитания в школе: в общеобразовательных учебных заведениях воспитание должно органично сочетаться с процессом получения новых знаний. И эта связь должна быть двухсторонней: образование должно быть связано с воспитанием. Заслуга К.Д. Ушинского состоит в том, что он поднял вопрос о необходимости изучения ребенка, его личности, с учетом исторических условий, национальных особенностей. Цель статьи состоит в поиске путей реализации этой концепции в обучении русской литературе студентов-инофонов педагогического вуза. Эта проблема привлекает внимание методистов: «Реальная ситуация такова, что программные произведения читают единицы. Остальные, имея определённую ловкость, могут написать сочинение по произведению, не прочитав ни строчки из него. Как переломить сложившуюся ситуацию?» [2: с. 32].

В рамках данной статьи представляется целесообразным рассмотреть основные принципы обучения русской литературе инофонов, с одной стороны, и особенности обучения литературе в рамках педагогического наследия К Д. Ушинского, с другой. «Различные типы и формы взаимодействия текстов – это не только внешняя форма выявления интертекстуальности, но и факторы формирования новых глубинных значений текста, расширение его семантического поля» [1: с. 63]. В этом ключе важнейшим принципом становится постепенное введение студентов-инофонов в моральную проблематику русской литературы. Тогда возможно вырастить чувствующего человека и анализирующего специалиста в одном лице, в качестве примера реализации таких умений можно привести анализ прозы А.П. Чехова, сделанный Н.А. Кадировой, где «студенту удалось выразительно рассказать не только о человеческой слабости Петра, но и о его способности раскаяться» [4: с. 10].

Литература XIX века дала много произведений, которые несут в себе значимый воспитательный потенциал. К таким произведениям относятся романы И. А. Гончарова «Обломов», «Обыкновенная история», «Обрыв» с проблематикой воспитания на жизненном пути. Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» с проблемой морального выбора, романы А. С. Пушкина «Капитанская дочка», «Дубровский» иллюстрирующие нравственное становление личности.

Во второй половине XIX века произведения классиков несут в себе более объемную педагогическую нагрузку, их целесообразно изучать в контексте воспитательно-психологической концепции К. Д. Ушинского. Среди таких произведений: «Муму», «Записки охотника», «Отцы и дети», «Рудин» И. С. Тургенева; «Идиот», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, драматургия А. Н. Островского, произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина и «Дети подземелья» В. Г. Короленко.

Творчество Л. Н. Толстого, обогатившее мировую литературу, внесло большой вклад в педагогику. В числе таких произведений: трилогия «Детство. Отрочество. Юность», «Кавказский пленник», «После бала». Собственная педагогическая деятельность писателя, детская автобиографическая проза и «Азбука», имеют весьма ощутимые параллели с концепцией К. Д. Ушинского.

На занятиях по литературе необходимым фактором полного усвоения теоретического материала, а также идей, которые раскрываются писателями, является личный интерес учащегося к чтению литературных произведений, который возникает в том числе в ходе индивидуальной работы с обучающимися.

Этические нормы, заложенные в произведениях русской литературы, подтверждают концепцию К. Д. Ушинского и наполняют ее конкретными примерами. В частности, в романе «Рудин» И.С. Тургенев показывает эволюцию своего героя от человека, который выдвигал передовые идеи, но на практике их не воплощал, до человека, который встанет на защиту парижских баррикад. Элемент воспитания выражен здесь во влиянии на главного героя Н. Ласунской, которая полностью изменила мировоззрение и мироощущение Рудина.

Другим примером может послужить повесть Л. Н. Толстого «После бала», где показана светская жизнь во всем ее великолепии. На фоне этой картины автор описывает издевательства офицеров над простым солдатом. Контрастность данной ситуации приводит читателя к личностно значимым этическим выводам, что и провозглашал в своей концепции К.Д. Ушинский.

В другом случае, с помощью контраста, автор показывает изменение настроения героев в зависимости от изменения их социальной среды. Например, в повести И. С. Тургенева «Бежин луг» в рассказе «Воробей» контраст помогает автору показать характер мальчика и его отношение к природе. Мальчик, привыкший к труду, восхищается красотой природы, а другой — «безотчетный мечтатель», не утруждающий себя работой, любуется ею. Индивидуальные различия личности детей служат яркой иллюстрацией идей К. Д. Ушинского.

В пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» автор ставит читателя перед проблемой нравственного выбора, где главная героиня оказывается перед дилеммой жизни в несчастном браке или бесчестном богатстве. Финал пьесы показывает, что главная героиня, сделав свой выбор, в конце погибает. Тем самым автор показывает неразрешимость этической проблемы в данных социальных условиях. Однако студенты получают возможность собственного нравственного развития [3: с. 251–253] при осмыслении этой проблемы в контексте взглядов К. Д. Ушинского.

В. Г. Короленко в своем произведении «Дети подземелья» приводит своего читателя к необходимости решения этической задачи: нужно определить свое отношение к беспризорным детям, которые, оказавшись в тяжелых жизненных условиях, пытаются решить проблему своего выживания не совсем честно. И эта задача решается студентами с учетом мнения К. Д. Ушинского о необходимости знания о личности и социальном окружении ребенка.

Проблемы, определенные русскими классиками, нередко ставят вопросы, не имеющие общего решения. Читатель решает эти проблемы индивидуально, приходя к собственным этическим выводам. Индивидуальное решение данных проблем поддерживается отдельной работой преподавателя с каждым студентом, с учетом концепции К. Д. Ушинского, который в своих трудах использовал дидактические принципы педагогической концепции, заключающейся в постепенной постановке и решении проблемных ситуаций. Этот подход полезен при обучении студентов-инофонов русской литературе.

 

Литература

  1. Аюпов Т.Р. Специфика интертекстуальных связей в раннем творчестве В. О. Пелевина (на материале романов «Омон Ра» и «Чапаев и пустота») // Art Logos. – 2021. – № 1 (14). – С. 63–72.
  2. ГончароваН. В. К вопросу о проблемах преподавания литературы в педагогическом вузе в Узбекистане // Актуальные научные исследования в современном мире. – – № 3–5 (47). – С. 31–33.
  3. ГончароваН. В. Развитие познавательной деятельности студентов при изучении романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Молодежь и наука: реальность и будущее. Материалы X Международной научно-практической конференции. В 2-х тт. – 2017. – С. 251–253.
  4. КадыроваН. А. Рассказ А.П. Чехова «Студент»: опыт мифопоэтического комментария // Казанская наука. – – № 9. – С. 8–10.
  5. РасуловаМ. Х. Нравственное мерило в русской литературе // Молодежь и наука: реальность и будущее. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 339–340.

http://izvestia-ippo.ru/a-k-rashidov-k-d-ushinskiy-i-ego-koncepci/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *