доктор педагогических наук, профессор;
профессор Московского педагогического государственного
университета
E-mail: adeykina@list.ru
В данной статье рассматривается концептуальное видение К.Д. Ушинским «общечеловеческого образования» со стороны ценностных свойств в преподавании русского языка. Выделены методологические позиции в осмыслении роли русского языка как фундамента отечественной школы в деле воспитания детей. Актуализировано внимание к вопросу формирования чувства национального самосознания средствами русского родного языка.
В Год педагога и наставника правомерно обратиться к педагогическому наследию К.Д. Ушинского. «…язык <…> является величайшим народным наставником», – символично, что так определил наставничество великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1823–1871), основатель научной педагогики в России. В юбилейный год 200-летия со дня рождения великого педагога следует глубже проникнуть в его педагогическую систему, имеющую основательную аксиологическую направленность с опорой на русский язык.
Теория воспитания в системе педагогических воззрений К.Д. Ушинского сильна именно той ценностно осмысляемой связью развития душевных и интеллектуальных сил ребёнка с родным (русским) языком, сущность которой выражена в прецедентных оценках автора: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое» [4: с. 557]. Это и другие подобные суждения дают право говорить о педагогике К.Д.Ушинского как лингвопедагогике и о ценности лингвистического знания и речевого опыта для становления личности ребёнка. В дидактике он утвердил принцип воспитывающего обучения, разработал принципы отбора содержания учебного материала и методы обучения применительно к особенностям умственного развития ребёнка. В 60-х гг. 19-го века К.Д. Ушинский отразил свои идеи в ряде педагогических изданий: в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861 г.) и «Родное слово» (1862 г.), в фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-69 гг.), в методическом руководстве «О первоначальном преподавании русского языка» и других программных работах. В них воплощено трепетное отношение к Детству, к родному языку, к личности ребёнка. Это было свойственно прогрессивным современникам К.Д. Ушинского: В.И. Далю, И.С. Тургеневу, Л.Н. Толстому, Н.А. Некрасову, Ф.И. Буслаеву, Н.И. Пирогову и др. Они оставили яркие высказывания о русском языке, воплотив в них национально-культурные, духовно-нравственные ориентации на ценность родного (русского) языка, свои убеждения в его уникальности, самобытности, гармоничности. Одна из самых ярких характеристик родного русского языка, его народности, естественности, природной силы дана К.Д. Ушинским, определившим значение изучения родного языка: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» [4: с. 558].
В мировоззрении К.Д. Ушинского обозначены чёткие принципы относительно роли и места русского языка в национальной системе образования: историзм, народность, диалогичность, культуроориентированность и др. «Самобытный характер понятия «народность», раскрытый К.Д. Ушинским в ряде работ, позволил ему создать национальную систему обучения и воспитания», – пишет Т.К. Донская [3: с. 39]. Теория и практика великого педагога прошла проверку временем и укрепилась педагогическими идеями А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили и др., трудами психологов, предложивших концепцию развивающего обучения (Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др.), методическими стратегиями словесников (М.Р. Львова, М.Т. Баранова, Т.К. Донской, Н.Л. Мишатиной и др.). Она находит отражение в современных стандартах образования, прежде всего в определении гуманистической роли русского языка как предмета и метапредмета.
Для стратегии развития российского образования ценны национально-патриотическая основа и её гуманитарный дискурс, содержание которых блистательно излагал К.Д. Ушинский в публицистических статьях и педагогических трудах. В них автор предстаёт наблюдательным наставником, высокообразованным аналитиком, незаурядным публицистом, прекрасным писателем.
К.Д. Ушинский сформулировал концептуальную, внутреннюю идею изучения русского родного языка, родной речи детей младшего возраста, указав на связь национального языка и национального сознания: «…весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове». Именно через родной язык постигаются особенности характера, бытия, развития родного народа, его менталитет (Я. Коменский, Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, И.И. Срезневский, Л.Н. Толстой, В.П. Шереметевский, В.А. Сухомлинский, М.Р. Львов, Н.М. Шанский и др.). Замечательно яркую, художественную характеристику национальных черт каждого народа и соответственно его языка оставил К.Д. Ушинский в своей статье «Родное слово»: «Лёгкая, щебечущая, острая, смеющаяся, вежливая до дерзости, порхающая, как мотылёк, речь француза; тяжёлая, туманная, вдумывающаяся сама в себя, рассчитанная речь немца; ясная, сжатая, избегающая всякой неопределённости, прямо идущая к делу, практическая речь британца; певучая, сверкающая, играющая красками, образная речь итальянца; бесконечно льющаяся, волнуемая внутренним вздымающим её чувством и изредка разрываемая громкими всплесками речь славянина» [4: с. 561].
Она отражает концептуальное видение им сущностных свойств национального языка: «…в языке каждого народа выражается особенный характер, почему язык является лучшей характеристикой народа» [4: с. 561].
К.Д. Ушинский показал в своих трудах, что родной язык – это вернейший наставник, способный воспитывать в духе народа, то есть национально. По учению Ушинского, преподавание всякого предмета может действовать гуманитарно, но гуманизирующее влияние родного языка, как части национальной культуры, совершенно особенное.
Национальное языковое сознание многозначно по содержанию и выражается через а) осознание того, что современный период в развитии языка – звено в цепи, б) проявление уважительного (сыновнего) отношения к языку как культурному наследию, завещанному поколениями предков, в) восприятие этических норм, обычаев и традиций нации, в том числе в речевом поведении.
Лингвоаксиологическая направленность педагогики К.Д. Ушинского выражена не плакатно, не декларативно, а принципиально и последовательно, в широком понимании свойств русской души, отражённых в языке.
Позиции педагога-мыслителя К.Д. Ушинского в отношении русского языка обозначены высоко патриотично, сущностно:
— «в языке одухотворяется весь народ и вся его родина»;
— язык «не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь»;
— ребёнок «входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка…».
Важно обратиться к педагогическому и методическому наследию К.Д. Ушинского в настоящий момент, когда идёт, во-первых, обдумывание методологии, и она меняется, ей задаётся новыми стандартами новый, другой ход, возникает необходимость поставить в центр внимания ценностные приоритеты; во-вторых, совмещение подходов гуманитариев с подходами в естественно-математических науках на основе необходимости духовно-нравственного воспитания средствами русского родного языка; в-третьих, укрепление лингвометодической позиции показывать динамику, т.е. развитие русского языка в плане функциональности его языковых форм, самоорганизации как сложной системы, открытости.
К.Д. Ушинский масштабно определил роль отечественного языка в образовании и его место среди других учебных предметов: «Преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты» («Родное слово». Книга для учащихся).
Национальный воспитатель Константин Дмитриевич Ушинский писал в своих педагогических сочинениях: «В языке народа одухотворяется весь народ и вся его родина… Это ясно высказывается в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов… в истории духовной жизни народа». Современный исследователь М.В. Богуславский отмечает в наследии великого творца русской национальной педагогики К.Д. Ушинского этот ценностный пласт: «Ценностные ориентиры фольклора нашли своё воплощение в народной педагогике, приоритет и непреходящую значимость которой в отечественной педагогической науке впервые выделил К.Д. Ушинский» [1]. В современной аксиологической направленности образовательной среды и предметного обучения важно сохранить, по Ушинскому, «животрепещущее проявление родного языка: «использовать такой дидактический материал, который отражает своеобразие фольклорных элементов языка, наличие исторического пласта лексики, этнокультуроведческие слова и выражения, передающие реалии, присущие русскому народу и появившиеся на русской земле.
В образовании детей талантливый педагог К.Д. Ушинский видел приоритеты не потребительские, а духовные. Изучение его трудов помогает: расширить зону позитивных суждений в отношении к национальной культуре, повысить интерес к отечественной российской культуре, в частности культуре слова, преодолеть девальвацию нравственных качеств в обществе, получить примеры особой духовности, интегрировать в лингвистическое образовательное поле критерии эстетики и смыслов и др.
Лингвопедагогика К.Д. Ушинского – школа гармонии чувств и смыслов: «…если для развития рассудка важна его [языка] логическая постройка, то ещё более важны те идеи и те чувства, которые на нём выражаются».
Концепция К.Д. Ушинского позволяет сформулировать тенденции современного образования с опорой на аксиологическую сущность русского языка и его преподавания:
с начальной школы и последовательно на протяжении обучения русскому языку утверждать учащихся в понимании понятий: родной русский язык, русский язык – уникальная культура, русский язык – национальный язык русского народа, русский язык – государственный язык в РФ;
при изучении предметных областей русского языка (фонетики, графики, лексикологии и др.) доказательно, обоснованно укреплять учащихся в убеждении о ценности лингвистического знания на каждом уровне в системе русского языка (уникальности как всей системы, так и её отдельных единиц: звуков, слов, словосочетаний и др.);
средствами русского языка как предмета и на основе межпредметных связей осуществлять воспитание иного (не утилитарного), ценностного отношения и к отечественному языку, и к русской литературе, и к истории, с существенными этапами которой связано развитие языка, и к этике бытия и эстетике речи, и к этике речевого общения между людьми и др.;
в процессе познания русского языка учащимися способствовать на основе принципа воспитывающего обучения развитию чувству национального самосознания: уважения к родному языку и через него уважения к родной земле, родному народу, его истории, его духовности. Для этого важно привлекать лексику, отражающую ментальность русского народа;
в духовно-нравственной сфере личности обострить внимание учащихся к примерам деятельной доброты, ответственного гражданского поведения, сохранения чувства личного, гражданского и национального достоинства, справедливости, честности. Для этого важно опереться на содержание дидактического материала, раскрывающего особенности русского характера, жизненных устоев, черты стойкости, мужества в защите своего отечества и помогающего в самоидентификации человека;
в качестве аксиологической доминанты урока могут выступать слово-концепт, текст-импульс к размышлениям, высказывания выдающихся людей о ценности духовного плана, артефакты русской культуры, эссе с определением жизненных ценностей и др.
Исключительно ценна роль К.Д. Ушинского в определении качественных составляющих обучения и воспитания посредством отечественного языка. Современно звучащие идеи К.Д.Ушинского и его современников получают дальнейшее развитие сегодня: связь языка с историей русской культуры, раскрытие причинных связей лингвистических явлений, живая практика в речи, анализ языковых форм в единстве с содержанием и многое другое. В этой стратегии стержнем учебной работы становится притягательная сила родного языка, «вечно распускающегося цвета <…> духовной жизни» (К.Д.Ушинский).
Лингвопедагогика К.Д. Ушинского чрезвычайно актуальна и плодотворна в понимании Социальное и педагогическое значение переклички времён подчёркивал К.Д.Ушинский.
Литература
- Богуславский М. Наше всё… Константин Дмитриевич Ушинский. «Учительская газета» №07 от 14.02.2023.
- Дейкина А.Д. Формирование у школьников взгляда на родной язык как национальный феномен при обучении русскому языку в средней школе. Диссертация в виде научного доклада на соискание степени доктора педагогических наук. – М., 1994.
- Донская Т.К. Русская национальная школа: проблемы и решения. – СПб.: «Сударыня», 1998. – 108 с.
- Ушинский К.Д. Родное слово (статья 1861 г.). – Собрание сочинений. – Т.2. – М., 1948. – С. 554–574.
http://izvestia-ippo.ru/a-d-deykina-lingvopedagogika-k-d-ushin/