А.Д. Дейкина | КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ КАК ВЕКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Рейтинг
[Всего голосов: 4 Средний: 5]

    доктор педагогических наук, профессор;

профессор Московского педагогического государственного университета

E-mail: adeykina@list.ru

 В статье рассматривается проблема гражданской идентичности в структуре педагогического мировоззрения. Привлечено внимание к позиции и профессиональной компетенции учителя, от которого зависит формирование патриотического сознания учащихся как будущих граждан с чувством ответственности за свою страну.

Общеизвестно, что многообразие культур и языков в Российской Федерации – одно из самых больших достижений государственной, национальной и социальной политики страны. Каждая из культур самобытна, и для человека естественно сохранять чувство причастности к своей культуре, к своей среде, к своей семье. Быть своим в своей среде – значит быть защищённым ментальной родственностью, органичностью коренных связей. Особенно важно для человека – быть причастным к своему отечеству, своей большой и малой родине, служить ей полезным трудом и знанием.

В структуре педагогического мировоззрения современного учителя обозначены такие существенные компоненты, как аксиологичность, социализация, идентичность, рассматриваемые в качестве системообразующих личностных понятий. Сущность и особенности новой культурно-образовательной стратегии профессиональной подготовки учителя начальной школы успешно рассматривались в коллективных трудах по материалам конференций в Институте педагогики и психологии образования МГПУ [5; 6]. В статьях учёных (Н.Н. Светловской, Т.И. Зиновьевой, Н.Д. Десяевой, Е.Н. Леоновича, Л.И. Богдановой и др.) аргументируются ценностно-смысловые ориентации в новых образовательных стратегиях подготовки учителя и воспитания личности.

Постановка проблемы формирования гражданской идентичности личности связана с необходимостью в настоящее время определить более чёткое и единое понимание названного аспекта мировоззрения личности, что важно и для профессионального обучения, и для реализации в деле школьного воспитания. Очевидно, что воспитание гражданина своей страны («гражданином быть обязан») должно происходить целенаправленно, что не исключает спонтанности, когда есть новые и яркие примеры смелости, мужества, любви к человеку, Родине, гражданской ответственности человека и можно дать подрастающему поколению мотивацию и повод для гордости за своих предков и современников.

Идентификация личности – это и определённые установки, мотивы, координаты, это и модель поведения, и тезаурус языковой личности. Идентичность личности формируется вместе с овладением языком общения, языком окружающей среды, языком обучения и воспитания. Социально-коммуникативные функции человека связаны с тем, как он осознаёт себя в обществе, с кем и с чем идентифицирует себя.

Для учителя (педагога, наставника) эти функции особенно важны: функции сообщения (он учит) и общения (он находится в постоянном контакте с учениками); функции коллективной культурной памяти (он транслирует культурные традиции); функции самоориентации в общественных структурах (он помогает адаптации подрастающего члена общества); функции конструирования, встраивания себя в общественные структуры с учётом различных метасоциальных и метакультурных условий и др. Самоидентификация личности сама по себе метакультурная (многомерная) конструкция, и понимание процесса самоидентификации важно для педагогической деятельности, в которой участвуют два субъекта – учитель и ученик.

Великие мыслители языка указывали на значение социальных функций языка, через понимание которых формируется общественное и личное, патриотическое и национальное сознание. Известные учёные предшествующего ХХ века: Бахтин, Выготский, Жинкин, Лурия, Костомаров, Караулов, Богин и другие – рассматривали процесс речемыслительной деятельности как семантизирующий и когнитивный, связанный с мышлением и отражающий динамику личностного развития.

Учитель в своей профессиональной деятельности не может не осознавать своей ответственности за упрочение учениками своей идентичности и обязан способствовать её устойчивости. Успешность решения такой педагогической и методической (предметной) задачи зависит от позиции (взгляда в системе мировоззрения) учителя и его социализации и самоидентификации. Учитель готовит учащихся к тому, чтобы принять общественный опыт и коллективное сознание, включиться в социальную коммуникацию, стать полезными для общества людьми, быть готовыми проявлять гражданские чувства и выполнять гражданский долг.

Позиция учителя прежде всего состоит в том, что ответственность за воспитание чувства национального самосознания и соответственно осознания гражданской идентичности не зависит от учебного предмета, но постигается как «образ учения», по определению Ф.И. Буслаева [2: с.30]. Это важно для учителей начальной школы, так как задача воспитания гражданской идентичности относится не только к обучению русскому языку, но и к обучению любому другому предмету потому, что на любом предмете они, как писал Ф.И. Буслаев, «учат детей и языку, ибо учат их на нём выражать свои мысли» [2: с. 46]. Исходя из того, что «язык есть средство, которым приобретаем мысли» [2: с. 63], учитель решает задачу идентификации личности в современных условиях отечественного образования.

Затруднение состоит в том, как согласовать позицию самого учителя с современным состоянием знания, социума, общественных запросов и вызовов времени, «как же согласить совесть учителя с преподаванием», по выражению Ф.И. Буслаева [2: с. 71], какой должна быть риторика наставника. В педагогическом отношении польза происходит от личного чувства учителя к окружающему миру, подкреплённого опытом диалогического общения с учащимися, что подчёркивал классик методики Ф.И. Буслаев [2: с. 74], и от менталитета педагога.

В философии образования придаётся особенное значение категории «менталитет» как «иерархически высшему ценностному и целевому компоненту в структуре образовательно-педагогического целеполагания» [3: с.109]. Соответственно среди разновидностей менталитета: менталитет личности, менталитет общества, менталитет социума – важны ментальные характеристики личности педагога на предмет соотнесённости с характеристиками общества и социума. В ментальности русского человека всегда присутствует чувство защитника своей родной земли, своего отечества (об этом говорят народные сказки и пословицы, русский этнос, русская классическая литература, вся русская литература). Дело учителя – отобрать тот материал, в котором согласуются ментальные особенности народа и личности.

Педагог – учитель начальной школы в контексте профессиональной деятельности призван обеспечить в современной ситуации общества и социума развитие пока ещё неосознанного и интуитивного сознания идентичности младшего школьника путём передачи знаний о нормах социального плана (первоначальная социальная грамотность), в процессе выработки позитивного отношения детей к окружающему миру, в котором он живёт, учится, растёт, создания и формирования оценки окружающей действительности, мотивации к служению Родине и желания быть полезным, деятельным членом гражданского общества.

Сам процесс активного и целенаправленного формирования идентичности личности, связанной с её ментальностью, является осторожным, тактичным воздействием на основе «природосообразных, гуманистических критериев, оправдывающих подобное целенаправленное вмешательство единственно возможными и нравственно допустимыми средствами – средствами культуры и образования» [3: с.112].

Теория менталитета изложена современным философом образования Б.С. Гершунским в его книге «Философия образования» [3]. Примечательно в аспекте осмысления содержания профессиональной подготовки педагога, что названная книга является учебным пособием, рекомендованным для студентов высших и средних педагогических учебных заведений.

В качестве опоры для тактик профессионального поведения учителя, влияющего на формирование идентичности школьника, могут быть впечатления ребёнка от окружающего мира, востребованные разными путями, как то:

а) беседа по впечатлениям: что увидено, услышано, прочитано? что понравилось? что не понравилось? с кем и как школьник поделился, поделится, хочет поделиться своими впечатлениями? (П.П. Блонский писал: «Мир» ребёнка – непосредственно воспринимаемая действительность» [1: с. 64];

б) упражнения в назывании и передаче впечатлений путём точной речи в её разных формах (устной и письменной) (на необходимость таких упражнений указывали многие известные методисты, в частности П.П. Блонский «Воспитание в ребёнке умения выражать свои впечатления <…> –  задача столь очевидно важная, что, кажется, нет надобности обосновывать необходимость её» [1: с. 52]);

в) творческие задания, выполнение которых позволит школьникам получить и выразить новые впечатления (по П.П. Блонскому, «не жизнь суживайте до учения, но учение расширяйте до жизни!» [1: с. 84]);

г) побуждение учащихся к дневниковым записям по впечатлениям от событий, наблюдений, явлений, примеров патриотических поступков, действенных трудов во благо общества и отечества;

д) воображаемые путешествия по своей стране, с помощью которых происходит более широкое познание родины и родного народа и осмысление отношений как особенной категории, указывающей на временные, пространственные и причинные связи в реальной действительности (прежнего и нового, большого и малого, национального и личностного и др.). («Это национальное воспитание состоит <…> в сближении ребёнка умом и сердцем с родиной, в живом познании её <…> чтобы его волновало всё, чо происходит в России» [1: с. 63]).

Идеей общей работы по воспитанию гражданской идентичности личности должен стать пафос поддержания устойчивости, который выражается в стремлении побудить человека к сохранению своих связей с духовно-нравственными ценностями своей страны и своего народа, к эмоционально положительному утверждению себя в родном языке и родной культуре, к осмыслению своего места, роли и своей ответственности за судьбу родного отечества, к осознанию чувства любви к нему.

Учитель в своей многообразной практике решает множество образовательных задач, среди которых находятся и те коммуникативные задачи, т.е. задачи общения учителя с учениками, которые способствуют формированию гражданской идентичности. В огромной степени эти задачи решаются с помощью художественного текста, отражающего национально-культурное своеобразие литературных образов. Художественный текст (особенно поэтический) создаёт эмоционально-образное впечатление, обогащая школьника и формируя его привязанности, помогает понять и учесть законы, управляющие человеком в гражданском обществе, укрепляет внутренний стержень личности, так необходимый для устойчивости гражданского сознания и определения своей идентичности, прежде всего по языку. О значении национального русского языка писал в середине 19 в. писатель-патриот И.А. Гончаров: «Язык – всё. Больше всего языком человек принадлежит своей нации. <…> Он то же для человека, что и родной воздух! Литература <…> есть язык, выражающий всё, что страна думает, чего желает, что она знает и что хочет и должна знать и т.д.» [7: с. 321-322].

Современная методика смыслового чтения учитывает одну из важнейших сторон школьной коммуникации: услышать мнение ученика о прочитанном. Когда-то писатель и публицист И.С. Аксаков писал о связи языкового и гражданского сознания: «Человек, стеснённый в свободе мыслить и выражать свою мысль словом, чувствует себя стеснённым во всех своих действиях, требующих участия мысли и воли, – не годится ни для какого общественного дела, плохой слуга обществу и государству. <…> жизнь духа немыслима без свободы мнения и слова» [7: с. 244]. Сохранение личного и гражданского достоинства – это умение человека, определившегося в своей гражданской идентичности, высказать и защитить (аргументировать) свою гражданскую позицию.

Становление языковой личности учащихся и формирование гражданской идентичности могут происходить параллельно, совокупно, одновременно – и этот выбор целенаправленно определяется учителем, а качество учебно-воспитательного процесса зависит от профессиональной компетентности педагога и его ценностной позиции.

Школьное и профессиональное педагогическое образование наших дней стоит перед трудными задачами, интегрирующими разные стороны формирования личности подготовки специалиста: новую методологию, новые подходы, структурное и содержательное обновление, модернизацию учебных средств и многое другое, что следует осваивать как можно быстрее для качественной профессиональной работы и определения перспектив гражданского служения просвещению и образованию в родной стране.

Ценностно-смысловой аспект качественного преподавания зависит от ряда факторов в профессиональной подготовке учителя, определяющих вектор развития и воспитания учащихся:

иметь собственную гражданскую позицию и идентифицировать себя в условиях современного общества и социума в России с его нормами, традициями и перспективами;

уметь вести конструктивный диалог, предполагающий идею защиты и сохранности национальной культуры;

знать и внедрять методику чтения отечественной классической и детской литературы, транслируя её ценностные смыслы;

проводить на современном педагогическом и методическом уровне базовую идею школьного обучения на упрочение национально-культурной самобытности русского языка;

обновлять методический инструментарий учебно-воспитательной работы в соответствии с вызовами и запросами времени.

Заметим в заключение, что общие усилия теоретиков и практиков в педагогическом и школьном образовании могут способствовать выработке метаязыка [4] социализации и идентификации личности как системы понятий обновлённой педагогики и методики современной школы.

 

Литература

  1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т.1 / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика. 1979. – 304 с.
  2. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка: Учебное пособие для студентов пед. инст-тов по спец. «Русский язык и литература». – М.: Просвещение, 1992. – 512с.
  3. Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 432 с.
  4. Мещеряков В.Н. Метаязык анализа учебных и неучебных текстов. Работа с текстом: материалы к курсу «Русский язык и культура речи». Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2009. – 199 с.
  5. Начальное филологическое образование и подготовка учителя: проблема формирования культурной идентичности: Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (2 марта 2017 года) / Сост. и отв. ред.: Т.И. Зиновьева. – М.: Изд-во «Экон-Информ». 2017. – 478 с.
  6. Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте проблемы социализации личности: Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (1 марта 2018 года) / Сост. и отв. ред.: Т.И. Зиновьева. – М.: Изд-во «Экон-Информ». 2018. – 412 с.
  7. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Автор-сост. Е.М. Виноградова; под. ред. Н.А. Николиной. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 584 с.

 

http://izvestia-ippo.ru/a-d-deykina-kulturno-obrazovateln/

А.Д. Дейкина | КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ КАК ВЕКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ: 2 комментария

  1. Статья А.Д.Дейкиной поднимает чрезвычайно актуальную в современном образовании методическую проблему: обеспечение учителя новыми средствами воздействия на духовно-эмоциональную сферу личности ученика с целью формирования его гражданской идентичности. При этом личность и мировоззренческая позиция самого учителя должны стать вектором, определяющим развитие ученика. В статье намечены генеральные пути для работы в этом направлении.

  2. Хочется выразить искреннюю признательность Алевтине Дмитриевне за конкретные векторы, указывающие чёткое направление педагогической деятельности. Именно сегодня в профессиональной среде возникают ситуации, к которым педагог оказывается не готов в силу отсутствия опыта работы, и задачи, вызывающие затруднения при выполнении в силу оторванности молодежи от традиций философии отечественного образования. В статье «КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ КАК ВЕКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ» предельно чётко сформулирована сущность педагогической деятельности в современных условиях с учётом аксиологической составляющей, историко-культурной направленности и традиций отечественного образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *