магистрант Московского городского педагогического университета
E-mail: Irma—Anet@mail.ru
Статья посвящена описанию возможностей работы по совершенствованию монологических умений обучающихся средней школы в процессе создания подкаста. Представлена характеристика подкаста как средства совершенствования монологической речи, охарактеризованы задания, соотнесённые с формируемыми умениями.
Необходимость совершенствования монологических умений обучающихся средней школы определяется требованиями, предъявляемыми к результатам обучения в средней школе: так, в ПООП ООО, п.2, описываются умения, которым учащиеся овладеют в рамках программы «Русский язык»: «выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты; создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5–9 предложений; осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом; создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; владеть нормами построения текстов публицистического стиля» [5: с. 33–56].
Безусловно, совершенствование монологических умений эффективно только в процессе реальной речевой деятельности, желательно актуальной и интересной для обучающихся, в нашем случае – подростков. В настоящее одной из самых популярных форм транслирования информации является подкаст: она активно входит в жизнь детей, но еще редко используется в современной средней школе как прием методической работы.
Понятие «подкаст» относительно новое в отечественной журналистике: история русскоязычных подкастов в установившемся сейчас виде началась в 2005 году. В большинстве своем они или являются звуковым воспроизведением информационных сообщений и репортажей, или выложенными в интернет интервью, однако постепенно в российском медийном пространстве появляются примеры подкастов, которые актуализируют общественно значимые проблемы, не связанные с информационной повесткой [1: с. 112]. Авторы книги «В голос! Нескучное руководство по созданию подкаста» М. Козинаки, Е. Спащенко определяют подкаст как аудиоблог одного или нескольких людей, а подкастинг – как процесс создания такого блога [3: с. 34]. Авторы подчеркивают, что подкаст – это информационный продукт, аналог радиопередачи в сети Интернет, который можно прослушать на компьютере, ноутбуке, плеере или смартфоне. Главное – многообразие обсуждаемых тем. С точки зрения жанра, по замечаниям Е.А. Воиновой и Е.В. Сивяковой, подкасты являются или звуковым воспроизведением информационных сообщений и репортажей, или выложенными в интернет интервью [1: с. 4]. Сказанное позволяет определить «подкаст» как информационный продукт в виде аудио-передачи, сделанный профессионально или любительски, размещенный на страничке Интернета, в блоге, часто на общественно значимую тему.
В работах вышеназванных авторов выделяются следующие основные свойства подкаста: возможность отложенного и повторного прослушивания [1: с.1]; личностно-ориентированный формат, который базируется на устойчивом интересе аудитории к теме подкаста, к личности ведущего [3: с. 34]; необходимость создания инфополя, описывающего тренды той или иной области знания или деятельности [3: с. 37].
Очевидно, что при создании подкаста важную роль играет монологическая речь ведущего, поэтому именно работу над подкастом целесообразно использовать для совершенствования монологических умений школьников.
В работах современных ученых-методистов, преподавателей-практиков [2; 3; 4] предложены упражнения, способствующие как формированию монологических умений школьников, так и непосредственно знакомящие учащихся с терминологией и спецификой подкаста: придумать концепцию будущего подкаста, подготовить рассказ о вашем подкасте, смоделировать структуру подкаста и др. [3: с. 115–135]. Приведем примеры.
Задания аналитического характера:
- осознание специфики текстов публицистического стиля разных жанров: анализ тематики, содержания, структуры, языковых средств текстов различных передач; анализ по всем указанным критериям с точки зрения удовлетворения запросов целевой аудитории [2: с.10];
- сопоставительный анализ нескольких текстов для выделения в них признаков того или иного публицистического жанра, средств выразительности: определение различий в подаче материала, в средствах создания эффекта присутствия; формулирование различий жанров: новости и репортажа, репортажа и интервью и т.д.; аргументированный выбор жанра для заданной ситуации и т.д. [2: с. 14–15].
Задания творческого характера:
1) подбор тем, материала для подкаста:
— анализ личного опыта: подумайте над тем, какие личные истории могли бы стать темой для подкаста? О чем бы вы хотели рассказать вашим слушателям, какими мыслями поделиться? Какие проблемы вас волнуют? Если в истории задействованы другие люди, Т.В. Ковган настоятельно рекомендует автору поразмышлять над тем, не обидит ли их подкаст-история, не причинит ли она им вред [2: с. 62];
— «мозговой штурм»: в форме групповой работы обучающимся предлагается придумать идеи для школьного видеоблога [2: с. 107];
2) подбор аргументов и контраргументов для предложенного вопроса, суждения (игра «Дуэль»): например, «Кем лучше быть – ребенком или взрослым?» Хочется ли вам быстрее вырасти, чтобы иметь больше возможностей и свободы? Или вы не прочь как можно дольше побыть ребенком, чтобы не взваливать на свои плечи груз взрослой ответственности и забот? Такое упражнение не только развивает умение понимать чужую точку зрения, но и позволяет реализовать диалогичный вид подкаста, подразумевающий спор с оппонентами [2: с. 82];
3) составление устного рассказа о личной истории: расскажите о крошечном эпизоде вашей жизни, который может быть интересен другим ребятам [2: с. 62].
Подчеркнём, что приведенные задания будут побуждать обучающихся к высказыванию на актуальные для них вопросы, проблемы, тем самым повышая эффективность формирования монологической речи.
Задания, направленные на совершенствование правильности и выразительности звучащей речи: произнесение скороговорок (отработка дикции), работа с орфоэпическими словарями, озвучивание текстов, сконструированных с учётом различных типичных произносительных трудностей (совершенствование правильности речи); чтение стихотворений, тематических текстов, разыгрывание сценок (совершенствование интонационной выразительности речи) [4: с. 39].
Таким образом, использование подкаста в практике работы по совершенствованию речевой деятельности на уроках русского языка, в кружке журналистики в современной средней школе может стать эффективным средством совершенствования монологических умений обучающихся.
Литература
- Воинова Е.А., Сивякова Е.В. Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 12. URL: https://clck.ru/d6fAy (дата обращения: 23.02.2022).
- Ковган Т. В. Журналистика для начинающих. 8–9 классы // учебное пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2021. – 128 с.
- Козинаки М., Спащенко Е., Птицева О., Степанова А., Христолюбов С. В голос! Нескучное руководство по созданию подкаста. М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2020. – 280 с.
- Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. – М.: Издательство «С – Инфо»; «Баласс», Издательство «Ювента», 2013. – 170 с.
- Примерная рабочая программа основного общего образования для 5–9 классов образовательных организаций. Русский язык / М-во просвещения Рос. Федерации. – М.: Инст. стратегии развития образ., 2021. –129 с.
http://izvestia-ippo.ru/a-a-razumova-sozdanie-podskasta-kak-s/