Иванова Н. М. | Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в процессе квест игр

Рейтинг
[Всего голосов: 2 Средний: 3]

магистрант ГАОУ ВО МГПУ, Москва

Email: ivanatalinka@mail.ru

Научный руководитель:

Цаплина О. В.,

кандидат педагогических наук, доцент,

ГАОУ ВО МГПУ, Москва

 Аннотация. В настоящей статье автор рассматривает квест игру как один из вариантов организации интеллектуальной деятельности обучающихся в системе дошкольного образования. Квест игра позволяет детям погрузиться в игровую задачу с позиции активно-деятельностного подхода, развивает основные компоненты общего интеллекта.

Введение. Принципы российского дошкольного образования нацелены на интеллектуальное развитие ребенка, развитие детского мышления, фундаментом которого служит общий интеллект. Вследствие этого становится насущной проблема создания и исследования педагогических образовательных технологий, применяемых как средство интеллектуального развития современных дошкольников [8].

Сегодня образовательная система ориентирована на реализацию интеллектуального потенциала ребенка, но при этом отмечается недостаток научного понимания феномена интеллектуальной игры как образовательного средства познавательного развития. Следует отметить отсутствие технологий, описывающих применение разных видов интеллектуальных игр в практике детского сада, хотя наблюдается активный интерес к данному средству как самих детей, так и воспитателей. Возможность разрешения данных противоречий нам представляется в виде разработки и применения разновидности такой интеллектуальной игры как квест игра [1].

Методика. В рамках нашей исследовательской работы мы планируем теоретически обосновать и апробировать систему самостоятельно разработанных квест игр в процессе интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста и определить ее результативность. Нами выдвинуто предположение о том, что использование в образовательном процессе системы квест игр будет способствовать повышению уровня интеллектуального развития детей.

В своих исследованиях Д. В. Ушаков предложил определять интеллект как способность к мышлению: «Мышление – это специфический вид познания; процесс, в котором реализуется интеллект. Интеллект – это способность к мышлению.Мышление – процесс, в котором реализуется интеллект». В нашем исследовании мы будем изучать развитие общего интеллекта, опираясь на определение, предложенное Д. В. Ушаковым.

Важными для нас стали идеи интеллектуального развития одаренной личности, представленные в исследовании Л.И. Ларионовой [4].

Исследуемый нами дошкольный возраст необходимо изучать как этап, с которого берет начало процесс установления и последующее развитие логического мышления [9,10]. Ребенок учится выстраивать логические закономерности, продолжать логические цепочки и устанавливать причинно-следственные связи.

В решении непростой задачи развития общего интеллекта у дошкольника лучшим средством может стать ведущая деятельность данного возраста, а именно, игра. В. С. Селиванов, определяя игровую деятельность как средство педагогического процесса, предлагает классификацию игр, в основе которой – дидактическая (обучающая) направленность. В классификации автора были также выделены интеллектуальные игры [2].

Б. Р. Мандель, проведя исследование существующих классификаций и определений, что такое интеллектуальная игра, дает структурированное психолого-педагогическое определений данного понятия, в котором указывает, что – это игра, «… при которой в полной мере задействованы мышление и память, а умственные операции участников-игроков направлены на опознание и понимание предъявленного материала» [5]. Автор считает, что кардинальным показателем интеллектуальной игры является возможное задействования конвергентного и дивергентного стиля мышления для решения образовательных практических задач.

Научные исследования специфических особенностей и педагогических возможностей квест игр до сих пор не проводились. Однако, на современном этапе, проблема изучения сущности данной игры интересна следующим исследователям: М. В. Андреева, Я. С. Быховский, И. М. Дичкивская, Н. В. Николаева, И. Н. Сокол [3, 5].

Квест представляет собой вариант интеллектуальной игровой деятельности, суть которой состоит в решении последовательных задач по поиску и решению проблемных задач, заданий, скомбинированных с приключениями, азартом нахождения ответов на поставленные ведущими квеста вопросов. В нашем исследование мы рассматриваем квест как образовательное событие познавательного характера, цель которого поиск решения проблемной ситуации, систематизирующее в себе групповую, исследовательскую и поисковую деятельность [3].

Основой квест игры является деятельностный подход, который позволяет ребенку принять на себя субъектную позицию, активно коммуницировать с другими игроками, последовательно совместно решая разнообразные задачи и задания, двигаясь по сюжету к запланированному концу и заслуженной награде.

С точки зрения многих исследователей (Я. С. Быховский, М. А. Бовтенко, Б. Додж, П. В. Сысоев, Т. Марч) применение квест игры способно мотивировать ребенка любого возраста к выполнению самых сложных познавательных задач, а следовательно, развивать познавательную активность ребенка.

В настоящее время в образовательной практике выделяются два основных вида квестов:

— веб-квест (Web-Quest ‒ виртуальный квест);

— реал-квест (Real-Quest – живой квест).

О. О. Жебровская акцентирует внимание на следующих разновидностях «живых» квестов: экскурсии-квесты,экстремальные квесты,квестории,квесты на местности,смешанные варианты [5].

Проведение квестов трансформирует образовательное занятие в оригинальный, креативный, увлекательный, игровой процесс.  В основе игры заложен принцип поэтапного, системного способа выполнения специфических заданий, результатом решения которых будет достижение поставленной цели. Проектирование и разработка «живого» квеста предполагает обязательное существование цели, сюжета и продуманная организация игрового пространства, игрового плана.

В нашем исследовании мы будем рассматривать живые, линейные квесты, в процессе которых игра разворачивается при последовательной череде заданий, выполнив одно – игроки получают очередное задание, и так до конца маршрута.

По всему маршруту дошкольники передвигаются в сопровождении взрослого, который принимает косвенное участие, является гарантом безопасности игроков, разъясняет игровые задачи, обеспечивает внутри командное сотрудничество. Квест игра ориентирована на развитие ребенка как активного субъекта жизнедеятельности.

Результаты. В качестве методик исследованияобщего интеллекта нами были проведены следующие тесты:

1) «Цветные прогрессивные матрицы серии А, Ав, В»(Дж. К. Равен) [7].

2) «Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей МЭДИС» (Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, Е. Н. Задорина) [11].

В результате первичной диагностики по методике «Цветные прогрессивные матрицы серии А, Ав, В»в группе из 24 детей старшего дошкольного возраста мы получили следующие результаты: 19 – имеют средний уровень интеллектуального развития, 3 – уровень интеллектуального развития выше среднего. Однако некоторые показатели среднего уровня интеллектуального развития ребенка приближены к показателям IV уровня«Интеллектуальные возможности ниже среднего», другие соответствуют III уровню «Средний интеллект», несколько показателей приближены ко II уровню «Интеллектуальные возможности явно выше среднего» (рис. 1).

Рисунок 1. Результаты констатирующего исследования уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста. Тест «Цветные прогрессивные матрицы серии А, Ав, В»(Дж. К. Равен)

Рисунок 2. Обобщенные результаты констатирующего исследования уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста. Тест «Цветные прогрессивные матрицы серии А, Ав, В»(Дж. К. Равен)

По результатам констатирующего исследования уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста при использовании теста по изучению интеллекта авторов Е.И. Щебланова, И.С. Аверина, Е.Н. Задорина «Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей МЭДИС. Серия А» мы получили следующие данные: 17 детей – имеют средний уровень интеллектуального развития, 3 ребенка – высокий уровень интеллектуального развития, 4 – низкий уровень интеллектуального развития.

Проанализировав результаты, мы получили следующие показатели, которые отобразили на рис. 3.

Рисунок 3. Результаты констатирующего исследования уровня интеллектуального развития у старших дошкольников. «Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей МЭДИС, Серия А»). Авторы: Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, Е. Н. Задорина

Рисунок 4. Обобщенные результаты констатирующего исследования уровня интеллектуального развития у старших дошкольников. «Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей МЭДИС, Серия А»). Авторы: Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, Е. Н. Задорина).

Обсуждение. На данном этапе нашего исследования мы разрабатываем программу формирующего эксперимента. Мы считаем целесообразным начать работу со знакомства детей с квестом, используя игру в настольно печатном варианте. Важно, что при этом не утрачивается структура и принцип игры. Цель подобного варианта заключается в том, чтобы сформировать понимание и освоить с детьми логику и правила игры. В качестве ознакомительного варианта мы планируем использовать готовые, разработанные игры, которые в дальнейшем могут послужить прототипом для создания собственных игр. Далее будет разработана система квест игр, которая будет учитывать особенности процесса развития основ логического мышления у дошкольников, и построена с учетом принципов: активности, последовательности, системности. При этом будет приниматься во внимание ситуация создания успеха для ребенка, организации развивающей среды для проявления его способностей, а также учитывать интеграцию разных образовательных областей развития дошкольника.

Заключение. На наш взгляд квест, как интеллектуальная игра, не только способна опосредованно включить ребенка в образовательную, но не всегда занимательную деятельность, но и существенно повысить качество образования посредством предоставления педагогам уникального инструментария или технологии, позволяющих в интересной для ребенка игровой форме развить основные компоненты общего интеллекта, заложить основы логического мышления.

 

Список литературы

  1. Джиоева Г.Х. Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе подготовки к школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – № 3(22). – С. 74-78.
  2. Емельянова Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб.-метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015. – 87 с.
  3. Кутлумбаева И. Понятие «квест» и его основные особенности // Вестник современных исследований. – 2019. – № 2.6(29). – С. 76-78.
  4. Ларионова Л.И., Сафронова М.А. Имплицитные представления об интеллектуально одаренной личности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2018. – Т.7. – № 1А. – С. 76-82.
  5. Лечкина Т.О. Технология «квест-проект» как инновационная форма воспитания // Наука и образование: новое время. – 2015. – № 1(6). – С. 12-14.
  6. Мандель Б.Р. Интеллектуальная игра: на перекрестке научных дисциплин // Педагогика. – 2006. – № 7. – C. 44-48.
  7. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации / сост. и общая редакция О.Е. Мухордовой, Т.В. Шрейбер. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. – 75 с.
  8. Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. Л.И. Ларионова, А.И. Савенков. – СПб. [и др.]: Нестор-История, 2017. – 287 с.
  9. Развитие образного мышления дошкольника в процессе наглядного моделирования / А.И.Савенков, О.В. Цаплина,Н.Б.Полковникова, П.В.Смирнова, Н.С.Муродходжаева, Т.Д. Савенкова. Под научной ред. О.В. Цаплиной. – СПб.: ООО «НИЦ АРТ», 2019. – 122 с.
  10. Савенков А.И. Факторы развития образного мышления и интеллектуально-творческого потенциала личности дошкольника / А.И. Савенков, Т.Д. Савенкова, П.В. Смирнова, О.В. Цаплина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения, 2018. — № 4. – 80 с.
  11. Сиротюк А.С. Диагностика одаренности: учебное пособие. – М., Берлин: Директ-Медиа, 2014. – Часть 1. С. 165-183.

http://izvestia-ippo.ru/7661-2/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *