Бакова А.М. | ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 1]

учитель начальных классов МБОУ СОШ №12 г.о. Балашиха, магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ, Москва

Email: bakovaam@mgpu.ru

 Научный руководитель – Ключко О.И., доктор философских наук, доцент, ГАОУ ВО МГПУ, Москва

Email: klyuchkooi@mgpu.ru

 Статья посвящена проблеме буллинга среди детей младшего школьного возраста, рассмотрению понятия «буллинг» в отечественной и зарубежной литературе, особенностям проявления буллинга в младшем школьном возрасте. В статье представлены результаты эмпирического исследования проявлений буллинга в младшем школьном возрасте, выявлены регулярные проявления физической и вербальной форм агрессии, что подтверждается мнением родителей и педагогов. Показана необходимость системной работы по профилактике буллинга в начальном образовании.

 

В современном образовании буллинг признается проблемой международного уровня. По данным Всемирной организации здравоохранения миллионы детей, начиная с 7-8 лет, являются жертвами школьной травли. 11-16% школьников 7-11 лет подвергаются различным формам вербальной агрессии со стороны одноклассников, более половины эпизодически становятся жертвами физического насилия. До 30 % младших школьников испытывают трудности в общении со сверстниками и склонны к проявлению агрессии при разрешении простейших конфликтов, а до 15 % по различным причинам становятся изгоями в классе, исключенными из межличностного взаимодействия [6].

Английское bullying переводится как «издевательство» от bully — «хулиган, задира, забияка, хвастун» и означает физическое или психологическое запугивание, насильственное подчинение одного человека другому [6]. Сегодня данное явление активно обсуждается в педагогическом и научном сообществе, родителями и самими учащимися, в сети Интернет ему посвящены крупные международные порталы: www.bullying.org, www.bullyonline.org, www.bullying.co.uk, www.nobully.org.nz, www.bullying awarenessweek.org и др.

Д. Олвеус одним из первых дал определение травле как особому виду насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (группе), последний из которых слабее и не может себя защитить ни физически, ни морально [8], и ввел термин школьного буллинга (schoolbullying). По его данным 15% детей регулярно сталкиваются с издевательствами в своих школах, 9% являются жертвами издевательств, 7% детей являются агрессорами [11]. Таким образом, главный признак буллинга – его регулярность, повторяемость.

В 1983 году было проведено одно из первых масштабных исследований в школах Норвегии и Швеции, результаты подтвердились – около 15 % школьников подвергались буллингу. Гендерных различий среди жертв буллинга замечено не было. Однако выявились явные возрастные отличия. Во 2-х классах жертв буллинга было отмечено в три раза больше, чем в 9-х классах. В отношении буллеров (агрессоров) статистика иная: мальчиков почти в четыре раза больше, чем девочек. С возрастом число девочек-буллеров неуклонно снижается, тогда как число буллеров-мальчиков, напротив, возрастает [12]. Однако стоит отметить, что девочки чаще осуществляют непрямой буллинг (на уровне отношений), который прямыми исследовательскими методиками выявляется с трудом [5; 10].

В российской психологии исследование феномена школьного буллинга активно проводится с 90-х годов XX века. В настоящее время в отечественной психологии исследования буллинга проводятся в российской системе образования, в которой широко распространены стереотипные мнения о школьной травле. Так, С.В Кривцова зафиксировала мнения о том, что буллинг – это современное явление, якобы ранее его не существовало в подобных масштабах, что буллинг возможен исключительно в классе слабого учителя, а в начальной школе он практически не встречается [6].

В работах О.Л. Глазман [3], А.А. Бочавер [1] описаны следующие основные виды буллинга:

  • прямой (открытое воздействие) – избиение, обзывания, порча вещей и т.д.;
  • косвенный (скрытое воздействие) – бойкот, избегание, распространение сплетен.

По специфике содержания выделяют следующие типы школьного буллинга:

  • вербальный буллинг – обзывания, оскорбления, насмешки, запугивание, расистские высказывания, словесное унижение;
  • физический буллинг – избиение, удары, ущемление прав, повреждение вещей. Физический буллинг наносит как краткосрочный, так и долгосрочный моральный и физический ущерб;
  • социально-психологический или косвенный – так называемое социальное запугивание. Этот вид буллинга труднее распознать и доказать, чаще всего действия происходят за спиной жертвы. Он наносит вред социальной репутации и самочувствию и (или) вызывает унижение (сплетни, бойкот, и т.д.);
  • кибeрбyллинг – это травля с помощью интернета, которую производят для того, чтобы испугать или ранить жертву.

Как и любой процесс агрессии буллинг имеет круг участников. Это агрессор, объект нападок (жертва), наблюдатели, общество:

  • зачинщики (агрессоры, буллеры) процесса травли, которые инициируют издевательства над одним из учеников;
  • последователи, которые присоединяются к издевательствам, когда их уже кто-то инициировал;
  • жертвы буллинга, которые терпят систематические издевательства и насмешки;
  • сторонние наблюдатели («группа молчаливой поддержки» травли), активно не вовлекающейся в процесс травли, но наблюдающая и подкрепляющая травлю своим эмоциональным одобрением или невмешательством с целью защиты жертвы;
  • наблюдатели, которые знают о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдают нейтралитет;
  • защитник(и), который находится на стороне жертвы и пытается препятствовать агрессии со стороны зачинщика [4].

Не смотря на данные о массовом школьном буллинге преимущественно в подростковом возрасте, учащиеся младшей школы (8-10 лет) в подавляющем большинстве уже используют средствами травли, хотя большинство из них прибегают к ним редко. М.Л. Бутовская, Е.Л. Луценко, К.Е. Ткачук указывают, что около 13% младших школьников пользуются этими приемами активно [2].

Детям младшего школьного возраста свойственны физические проявления буллинга. Обучающиеся по отношению к своим сверстникам реализуют травлю с помощью приставания, толкания, щипания, битья. Выражена высокая частота агрессивных действий, то есть в течение часа наблюдений дети младшего школьного возраста демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам Вербальный буллинг также имеет место быть в младшем школьном возрасте. Агрессоры часто берут вещи прямо на глазах у владельцев (даже могут выхватывать из рук). Ложь имеет частое применение у детей младшего школьного возраста. Бывает так, что агрессоры настолько убедительно врут, что учителя им верят больше, чем жертве [1].

Целью нашего исследования являлось изучение проявления буллинга в младшем школьном возрасте. В исследовании приняли участие обучающиеся третьего класса МБОУ СОШ 12 г.о. Балашиха в количестве 33 человека, из них 16 девочек и 17 мальчиков, 186 родителей детей начальной школы и 35 педагогов начальной школы. Мы использовали следующие методики:

  1. Анкета для родителей и классных руководителей (авторы А.М. Бакова, О.И.Ключко), направленные на определение проявления буллинга с точки зрения учителя и родителя, уровня информированности о данной проблеме, запрос на профилактику буллинга.
  2. Опросник Д. Олвеуса «Буллинг» в адаптации Е.В. Бушиной для выявления распространенности и проявлений буллинга у младших школьников.

Результаты исследования

Анкетирование, в котором приняло участие 186 родителей и 35 педагогов показало, что в начальной школе существует проблема буллинга. Так, 91% процент педагогов знакомы с понятием буллинга и сталкивались с ним, 9% не знакомы и не встречались. 80 % педагогов указали, что сталкивались с проявлениями агрессии среди обучающихся. 48 % педагогов считают, что с травлей обучающийся может столкнуться везде – в школе, во дворе, в интернете; 34 % выделяют основным местом проявлений буллинга социальные сети. Большинство педагогов считают, что жертвой буллинга может стать тот, кто слабее, следующий по значимости вариант – тот, кто внешне или психологически отличается от других, на третьем по частоте месте – дети с ограниченными возможностями здоровья, на четвертом – дети с трудностями в обучении и на пятом – дети, имеющие свое мнение.

40 % педагогов считают, что в образовательной организации, реализуются меры для снижения уровня буллинга, но этих мер недостаточно. По мнению 46 % педагогов в образовательной организации есть дети, которые нуждаются в помощи и защите, и таких детей много; 43 % считают, что есть дети, нуждающиеся в защите, но их общее количество невелико; и только 9 % считают, что в образовательной организации нет детей, которые нуждаются в помощи и защите. Наиболее частые причины проявления буллинга педагоги связывают с воспитанием детей в семье.

Согласно проведённому анкетированию среди родителей, можно сделать вывод, что 64 % родителей знакомы с понятием буллинга и сталкивались с ним, 36 % – не знакомы и не встречались. 41 % родителей считают, что с обучающийся с травлей может столкнуться везде: в школе, во дворе, в социальных сетях; 34 % выделяют школу основным местом проявлений буллинга, 23 % родителей, считают, что в классе, где обучается их ребенок существует буллинг. Большинство родителей считают, что жертвой буллинга может стать тот, кто слабее, следующий по значимости вариант – тот, кто отличается от других, на третьем по частоте месте – дети с ограниченными возможностями здоровья, на четвертом – дети с трудностями в обучении и на пятом – одаренные дети. 45 % респондентов отмечают, необходимость профилактических мер по снижению буллинга в школе, 30% затрудняются дать на этот вопрос

Таким образом, можно отметить, что большинство родителей и педагогов видят проявления буллинга у учащихся начальной школы, Основная часть родителей считают, что в классе, где обучается их ребенок, буллинг существует. Родители и педагоги утверждают, что важно заниматься ее профилактикой, в частности необходим комплекс мероприятий для ее профилактики. По мнению педагогов и родителей, чаще всего подвергается буллингу тот, кто слабее и не может ответить.

Опросник Д. Олвеуса позволил нам измерить два отдельных аспекта: проявления буллинга и подверженность ему, результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Степени проявления видов буллинга у младших школьников (методика Д. Олвеуса «Буллинг» в адаптации Е.В. Бушина)

Анализируя данные по распространенности и специфики проявления буллинга в 3 классе, мы видим, что 45 % обучающихся проявляют прямой активный буллинг, причем у 21 % данный показатель ярко выражен и 24 % умеренно выражен. Косвенный активный буллинг ярко выражен у 6 % обучающихся и у 15 % умеренно выражен. Прямой пассивный буллинг, т.е. подвержены физической агрессии 42 % обучающихся. Косвенному буллингу подвержены 15 % обучающихся. Чем больше выраженность активного буллинга, тем более велика вероятность того, что будут происходить сильные проявления агрессии.

Таким образом, для обучающихся начальной школы наиболее характерным является проявление ярко выраженного активного прямого буллинга – умышленные толчки, удары, пинки, побои. Косвенный активный буллинг – сплетни, заговоры встречаются реже, умеренно выражен.

Отмечая такие существенные факторы школьного буллинга, как негативный школьный климат, недостаточное внимание за действиями обучающихся на перемене, в гардеробе, в вестибюле, необходимо справедливо указать, что в российских школах в настоящий момент отсутствует как комплексная профилактика буллинга, так система защиты справедливости, чести и достоинства как детей, так и взрослых в целом [9].

Результаты анкетирования родителей и педагогов подтверждают, что проявления буллинга среди обучающихся начальной школы не является мифом, большинство родителей и педагогов уверены, что необходима системная работа по профилактике буллинга в младшем школьном возрасте.

 

Список литературы

  1. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – №3. – С. 149 –159.
  2. БутовскаяМ. Л., Луценко Е. Л., Ткачук К. Е. (2012) Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у младших школьников // Этнографическое обозрение. – 2002 – № 5. – С. 139 –
  3. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – №4. – С. 159 –164.
  4. Ермолова Т.В., Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: результаты исследования буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994– 2014) // Современная зарубежная психология. – 2015. – Т. 4. – № 1. – С. 65 – 90.
  5. Ключко О.И. Гендерная идентичность младших школьников в образовательных условиях мегаполиса и провинциального города / О.И. Ключко, Н.Ф. Сухарева, М.Е. Ступенко // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – – №4. – С. 50-63.
  6. Кривцова С.В. Вместе против насилия в школе: организационная культура школы для профилактики насилия в ученической среде: практическое пособие для педагогов и администрации общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 96 с.
  7. Молчанова Д. В., Новикова М. А. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Серия «Современная аналитика образования». № 1 (31) – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 72 с.
  8. Новикова М. А., Реан А. А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования // Вопросы образования. – 2019. – №11. – C. 78–89.
  9. Психопрофилактика и психологическое просвещение в образовательной среде : учебник для вузов / Д. В. Наумова [и др.]; под редакцией Д. В. Наумовой. – М.: Юрайт, 2021. – 414 с. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/481970 (дата обращения 12.11.2021).
  10. Формирование здорового образа жизни: учебное пособие / под ред. М.А. Ерофеевой и др.; Государственный социально-гуманитарный университет. – Коломна, 2020. – 247 с.
  11. Olweus D. Aggression in the Schools: Bullies and Whipping Boys. Washington, DC: Hemisphere (Wiley) [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/275544472_School_Bullying_The_Phenomenon_the_Prevention_and_the_Intervention (дата обращения: 08.10.2021).
  12. Olweus D. Bullying at school: Long6term outcomes for the victims and an effective school6based intervention program // Aggressive behavior: Current perspectives / L. R. Huesmann, Ed. New York: Plenum Press, 2013 . – P. 97-130

 

MANIFESTATIONS OF BULLING IN YOUNGER SCHOOL AGE

Abstract: The article is devoted to the problem of bullying among children of primary school age, consideration of the concept of «bullying» in domestic and foreign literature, the peculiarities of the manifestation of bullying in primary school age. The article presents the results of an empirical study of bullying manifestations in primary school age, reveals regular manifestations of physical and verbal forms of aggression. The necessity of systematic work on the prevention of bullying in primary education is shown.

Keywords: junior schoolchildren, aggression, bullying, indirect and direct bullying, parents, teachers.

http://izvestia-ippo.ru/7602-2/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *